Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Веера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Веер «Пастораль»

Время создания
1750–1760-е годы
Место создания
Германия
Размер
высота гарды — 27,4 см; ширина экрана — 47,5 см
Техника
черепаха, перламутр, фольга, пергамент, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись
2
Открыть в приложении
#1
Веер «Пастораль»
#9
Веер поступил в Московский музей-усадьбу Останкино в 1956 году в дар от знаменитого коллекционера и мецената Федора Вишневского. В последующие годы собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
#10
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#11
Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из тонких листов пергамента и бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#12
Строение складного веера plié
#13
Созданный в Германии в середине XVIII века веер отражает декоративные принципы принципы стиля рококо. На лицевой стороне экрана изображена пасторальная сцена в окружении цветочных гирлянд, плодов, птиц и музыкальных инструментов.
#14
Фрагмент лицевой стороны экрана веера
#15
На оборотной стороне экрана помещен стилизованный пейзаж с каменным мостом и стаффажными фигурами, также обрамленный цветочными гирляндами.
#16
Фрагмент оборотной стороны экрана веера 
#17
На станке веера, собранного из пластин панциря черной черепахи, изображены музыканты, выполненные в технике сквозной резьбы и низкого рельефа с последующим золочением и серебрением. Прорезной орнамент с оборота дополнен подложками из тонкого перламутра и украшен росписью.
#18
Фрагмент станка веера
#3

Состояние сохранности

#4
Вид веера до реставрации
#19
На протяжении почти трехсотлетней истории своего бытования веер был неоднократно реставрирован: заменен соединяющий штифт, экран подклеен с оборота по сгибам полосками полупрозрачной пожелтевшей бумаги.
#20
Фрагмент оборотной стороны экрана веера до реставрации
#25
Лицевая сторона экрана выполнена из очень тонкого пергамента, а оборотная — из бумаги. Обе стороны экрана сильно загрязнены и деформированы. Такую деформацию вызвали изогнутые, по всей видимости, от перепадов температурно-влажностного режима, деревянные спицы веера.
#26
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до реставрации
#27
Экран разорван на две части, практически по всем сгибам — разрывы. В левой части обнаружена утрата основы, подклеенная с оборота бумагой и покрытая тонировками. На сгибах веера отмечены многочисленные потертости красочного слоя.
#28
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до реставрации
#21
Черепаховый станок хорошо сохранился, однако его сложный многослойный декор серьезно пострадал: почти все перламутровые подложки на пластинах станка утрачены. Орнаментальная фольга была сильно загрязнена, наблюдались ее значительные утраты, потертости и отставания от основы.
#22
Фрагмент лицевой стороны станка веера до реставрации
#23
На перламутровых подложках под ажурной резьбой на гардах веера были стойкие поверхностные загрязнения, трещины и фрагментарные утраты. Были отчетливо видны утраты и потертости росписи на черепаховых пластинах и перламутровых подложках с оборота.
#24
Фрагмент оборотной стороны экрана веера до реставрации
#6

Реставрация

#29
Проведен демонтаж верхних частей гард от экрана.
#30
Процесс отделения фрагмента экрана от гарды
#31
Распрямление, подклейка и очистка от загрязнений декоративной орнаментальной фольги проводилась под микроскопом. Проведена поэтапная очистка черепаховых пластин станка и перламутровых подложек.
#32
Распрямление и очистка фольги
#33
Восполнения утраченных фрагментов перламутровых подложек на пластинах станка и гардах веера выполнены по аналогии. Для этого толщина подготовленных пластин перламутра была методом шлифования уменьшена до 0,07 мм.
#34
Фрагмент оборотной стороны станка веера после реставрации
#35
Экран очищен от поверхностных загрязнений, старые заклейки и следы клея с оборотной стороны удалены. Затем реставраторы приступили к устранению деформации экрана.
#36
Процесс устранения деформации экрана
#37
Мелкие утраты основы и верхнего канта восполнены, разрывы на бумаге и пергаменте укреплены. Восполненные утраты и потертости красочного слоя тонированы, произведен монтаж экрана к гардам.
#7
Вид веера после реставрации
читать дальшескрыть

Веер «Пастораль»

Время создания
1750–1760-е годы
Место создания
Германия
Размер
высота гарды — 27,4 см; ширина экрана — 47,5 см
Техника
черепаха, перламутр, фольга, пергамент, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%