Веер поступил в Московский музей-усадьбу Останкино в 1956 году в дар от знаменитого коллекционера и мецената Федора Вишневского. В последующие годы собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
1 / 3
Веер «Пастораль»
Время создания
1750–1760-е годы
Место создания
Германия
Размер
высота гарды — 27,4 см; ширина экрана — 47,5 см
Техника
черепаха, перламутр, фольга, пергамент, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Веер «Пастораль»
#9
#10
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#11
Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из тонких листов пергамента и бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#12
Строение складного веера plié
#13
Созданный в Германии в середине XVIII века веер отражает декоративные принципы принципы стиля рококо. На лицевой стороне экрана изображена пасторальная сцена в окружении цветочных гирлянд, плодов, птиц и музыкальных инструментов.
#14
Фрагмент лицевой стороны экрана веера
#15
На оборотной стороне экрана помещен стилизованный пейзаж с каменным мостом и стаффажными фигурами, также обрамленный цветочными гирляндами.
#16
Фрагмент оборотной стороны экрана веера
#17
На станке веера, собранного из пластин панциря черной черепахи, изображены музыканты, выполненные в технике сквозной резьбы и низкого рельефа с последующим золочением и серебрением. Прорезной орнамент с оборота дополнен подложками из тонкого перламутра и украшен росписью.
#18
Фрагмент станка веера
#3
Состояние сохранности
#4
Вид веера до реставрации
#19
На протяжении почти трехсотлетней истории своего бытования веер был неоднократно реставрирован: заменен соединяющий штифт, экран подклеен с оборота по сгибам полосками полупрозрачной пожелтевшей бумаги.
#20
Фрагмент оборотной стороны экрана веера до реставрации
#25
Лицевая сторона экрана выполнена из очень тонкого пергамента, а оборотная — из бумаги. Обе стороны экрана сильно загрязнены и деформированы. Такую деформацию вызвали изогнутые, по всей видимости, от перепадов температурно-влажностного режима, деревянные спицы веера.
#26
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до реставрации
#27
Экран разорван на две части, практически по всем сгибам — разрывы. В левой части обнаружена утрата основы, подклеенная с оборота бумагой и покрытая тонировками. На сгибах веера отмечены многочисленные потертости красочного слоя.
#28
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до реставрации
#21
Черепаховый станок хорошо сохранился, однако его сложный многослойный декор серьезно пострадал: почти все перламутровые подложки на пластинах станка утрачены. Орнаментальная фольга была сильно загрязнена, наблюдались ее значительные утраты, потертости и отставания от основы.
#22
Фрагмент лицевой стороны станка веера до реставрации
#23
На перламутровых подложках под ажурной резьбой на гардах веера были стойкие поверхностные загрязнения, трещины и фрагментарные утраты. Были отчетливо видны утраты и потертости росписи на черепаховых пластинах и перламутровых подложках с оборота.
#24
Фрагмент оборотной стороны экрана веера до реставрации
#6
Реставрация
#29
Проведен демонтаж верхних частей гард от экрана.
#30
Процесс отделения фрагмента экрана от гарды
#31
Распрямление, подклейка и очистка от загрязнений декоративной орнаментальной фольги проводилась под микроскопом. Проведена поэтапная очистка черепаховых пластин станка и перламутровых подложек.
#32
Распрямление и очистка фольги
#33
Восполнения утраченных фрагментов перламутровых подложек на пластинах станка и гардах веера выполнены по аналогии. Для этого толщина подготовленных пластин перламутра была методом шлифования уменьшена до 0,07 мм.
#34
Фрагмент оборотной стороны станка веера после реставрации
#35
Экран очищен от поверхностных загрязнений, старые заклейки и следы клея с оборотной стороны удалены. Затем реставраторы приступили к устранению деформации экрана.
#36
Процесс устранения деформации экрана
#37
Мелкие утраты основы и верхнего канта восполнены, разрывы на бумаге и пергаменте укреплены. Восполненные утраты и потертости красочного слоя тонированы, произведен монтаж экрана к гардам.
#7
Вид веера после реставрации
читать дальшескрыть
Веер «Пастораль»
Время создания
1750–1760-е годы
Место создания
Германия
Размер
высота гарды — 27,4 см; ширина экрана — 47,5 см
Техника
черепаха, перламутр, фольга, пергамент, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться