Веер поступил в Московский музей-усадьбу Останкино в 1958 году в дар от знаменитого коллекционера и мецената Федора Вишневского. В последующие годы собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
1 / 3
Веер «У источника»
Время создания
1850–1860-е годы
Место создания
Франция (?)
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 50 см
Техника
перламутр, фольга, металл, стразы, бумага, пергамент, акварель, гуашь, твореное золото и серебро; резьба, тиснение, золочение, гравировка, литография, роспись, раскраска
Коллекция
Выставка
6
Открыть в приложении#1
Веер «У источника»
#8
#9
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#10
Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном.
#11
Строение складного веера plié
#12
Станок веера сделан из перламутра и украшен прорезным орнаментом и золочением.
#13
Лицевая сторона станка веера
#2
На экране веера изображена многофигурная сцена облачения после купания. Женские фигуры помещены на фоне фантазийного антикизированного пейзажа.
#15
Фрагмент лицевой стороны экрана
#14
На оборотной стороне экрана роспись в виде цветочных гирлянд.
#16
Фрагмент оборотной стороны экрана веера
#3
Состояние сохранности
#17
Во время предреставрационного исследования было обнаружено, что экран веера состоит из трех слоев: верхний слой — бумажный, украшен литографией с последующей росписью и раскраской, оборотная сторона экрана выполнена из тонкого пергамента, а между лицевой и оборотной стороной проложен промежуточный слой из тонкой бумаги.
#19
Вид веера до реставрации
#20
Веер был ранее реставрирован: утраты декоративной фольги на левой гарде закрашены бронзовой краской.
#21
Лицевая гарда веера до реставрации
#22
Веер был загрязнен, наблюдались потертости красочного слоя по сгибам экрана, небольшие разрывы, в том числе один сквозной разрыв. На лицевой стороне, справа от разрыва, была видна утрата верхнего бумажного слоя.
#23
Фрагмент лицевой стороны экрана до реставрации
#24
Оборотная гарда станка веера разошлась по авторской склейке в нижней части. Верхняя часть одной из пластин была утрачена, две другие пластины были расколоты. Зафиксированы отставание от основы и потемнение орнаментальной фольги.
#25
Фрагмент лицевой стороны станка веера до реставрации
#6
Реставрация
#26
Проведен частичный демонтаж веера: сломанные перламутровые пластины станка отделены от экрана.
#27
Лицевая сторона веера в процессе реставрации
#28
Разрывы бумажной и пергаментной основы экрана были укреплены, а утраты восполнены; восполненный фрагмент бумаги и разрывы затонированы акварелью и гуашью.
#29
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до и после реставрации
#30
Реставраторы очистили пластины станка от загрязнений, а затем укрепили отстающую от пластин орнаментальную фольгу. Левая гарда была повторно склеена. Утраченные фрагменты пластин восполнены вставками из мамонтовой кости. Разбитая пластина станка сдублирована на прозрачный пластик, сломанная спица сдублирована на деревянную пластину.
#31
Фрагмент лицевой и оборотной сторон станка веера в процессе реставрации
#32
Восполненные фрагменты пластин станка тонированы акриловыми красками в цвет перламутра. Для имитации орнаментальной фольги на восполненных пластинах использовано сусальное золото на тон светлее авторского.
#33
Фрагмент лицевой стороны станка после реставрации
#5
Металлические элементы веера были очищены и законсервированы.
#7
Вид веера после реставрации
читать дальшескрыть
Веер «У источника»
Время создания
1850–1860-е годы
Место создания
Франция (?)
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 50 см
Техника
перламутр, фольга, металл, стразы, бумага, пергамент, акварель, гуашь, твореное золото и серебро; резьба, тиснение, золочение, гравировка, литография, роспись, раскраска
Коллекция
Выставка
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться