Вторая четверть XIX века в России и многих европейских странах прошла под знаком увлечения средневековым искусством и неоготикой. В средневековой России готического стиля как такового не существовало, следовательно, интерес к этой теме затрагивал только верхушку общества, достаточно хорошо знакомую с иностранной культурой. К неоготике тяготели представители аристократии и католических общин в крупных городах.
Распространению этого увлечения в России способствовал пример царской семьи — императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. Уникальные предметы прикладного искусства в «историческом» стиле окружали венценосную семью в домашней обстановке.
В 1832 году на Императорском стекольном заводе был изготовлен «готический сервиз» по проекту Ивана Алексеевича Иванова. Неоготические мотивы в сочетании со сложной техникой гранения и яркими стеклянными накладами породили моду на готический декор в искусстве русского стеклоделия. Обратились к этому направлению и на Бахметевском заводе.
На протяжении более чем трех десятилетий оставались востребованными арочные шлифовки по двух- и трехслойному стеклу насыщенных цветов. Ими украшали рюмки, графины, перовники, кружки и вазы.
Декор оказался очень органичным для стеклянных изделий. Он позволял, не прибегая к пышному украшательству, подчеркнуть и обыграть естественные свойства стекла. Цветовая гамма (в первую очередь рубин и кобальт) и игра света придавали изделиям сходство с готическими витражами.
Представленная в экспозиции вазочка накладного трехслойного стекла, окрашенного дорогим красителем «золотой рубин», исполнена в традициях неоготики. Вертикальной гранью «готиком» обработано тулово вазы. Горло, оформленное широкими гранями, характерно расширяется кверху и книзу. Горизонтальные прорезки-ленты до бесцветного стекла украшают основание горла, низ тулова и верх основания вазы.
Во второй половине XIX века общеевропейские романтические тенденции в России вытеснил интерес к отечественному, допетровскому Средневековью, «русскому стилю». Готические шлифовки вышли из обихода.
Распространению этого увлечения в России способствовал пример царской семьи — императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. Уникальные предметы прикладного искусства в «историческом» стиле окружали венценосную семью в домашней обстановке.
В 1832 году на Императорском стекольном заводе был изготовлен «готический сервиз» по проекту Ивана Алексеевича Иванова. Неоготические мотивы в сочетании со сложной техникой гранения и яркими стеклянными накладами породили моду на готический декор в искусстве русского стеклоделия. Обратились к этому направлению и на Бахметевском заводе.
На протяжении более чем трех десятилетий оставались востребованными арочные шлифовки по двух- и трехслойному стеклу насыщенных цветов. Ими украшали рюмки, графины, перовники, кружки и вазы.
Декор оказался очень органичным для стеклянных изделий. Он позволял, не прибегая к пышному украшательству, подчеркнуть и обыграть естественные свойства стекла. Цветовая гамма (в первую очередь рубин и кобальт) и игра света придавали изделиям сходство с готическими витражами.
Представленная в экспозиции вазочка накладного трехслойного стекла, окрашенного дорогим красителем «золотой рубин», исполнена в традициях неоготики. Вертикальной гранью «готиком» обработано тулово вазы. Горло, оформленное широкими гранями, характерно расширяется кверху и книзу. Горизонтальные прорезки-ленты до бесцветного стекла украшают основание горла, низ тулова и верх основания вазы.
Во второй половине XIX века общеевропейские романтические тенденции в России вытеснил интерес к отечественному, допетровскому Средневековью, «русскому стилю». Готические шлифовки вышли из обихода.