Продукция Никольско-Бахметевского завода, изначально ориентированная на знатных заказчиков, во второй половине XIX века стала доступной более широким слоям населения. Наиболее востребована была стеклянная посуда для повседневного использования. Но даже в таком обыденном жанре изделия не теряли своего качества.
Вазочка для печенья, представленная в экспозиции, обработана светлой матовой гравировкой: сочетание матового и прозрачного стекла создает впечатление легкости и воздушности. Изображения цветочных букетов и мелких светлых звездочек придает предмету нарядный вид.
Гравировка — один из древнейших видов резного декорирования стекла. С ней были знакомы еще древние римляне и египтяне; сирийцы и иранцы VIII–XI веков. С XVI века ее активно начали применять в Венеции.
XVII век стал знаковым для искусства гравировки. Около 1600 года пражский придворный мастер Гаспар Леман придумал использовать для резьбы медное колесико. Оно обладало большей режущей способностью, чем прежние инструменты, и позволяло создавать более тонкие линии. Так зародилась технология фрезеровочной гравировки, когда колесики-фрезы вращаются на алмазной базе. Она легла в основу богемско-силезской школы гравировки. Поверхность, обработанная таким способом, не требует последующей полировки.
В России гравировка стала популярна позже, в XVIII веке, и к ней обратились все крупные стекольные заводы, в том числе Никольско-Бахметевский. В разное время здесь создавались вазочки, бокалы, кубки, сервизы из бесцветного и цветного стекла с тонким ажурным резным узором.
Излюбленными мотивами бахметевских мастеров были полевые цветы, колоски злаков, фрукты, даже чертополох. На поверхности чайных стаканов составляли целые букеты из ромашек, васильков и роз, перемежая их затейливыми завитками. Изделия в таком стиле создавали на Никольско-Бахметевском предприятии для массового производства вплоть до 1917 года. После революционных событий в традиционной технике матовой гравировки продолжали работать мастера завода «Красный гигант».
Вазочка для печенья, представленная в экспозиции, обработана светлой матовой гравировкой: сочетание матового и прозрачного стекла создает впечатление легкости и воздушности. Изображения цветочных букетов и мелких светлых звездочек придает предмету нарядный вид.
Гравировка — один из древнейших видов резного декорирования стекла. С ней были знакомы еще древние римляне и египтяне; сирийцы и иранцы VIII–XI веков. С XVI века ее активно начали применять в Венеции.
XVII век стал знаковым для искусства гравировки. Около 1600 года пражский придворный мастер Гаспар Леман придумал использовать для резьбы медное колесико. Оно обладало большей режущей способностью, чем прежние инструменты, и позволяло создавать более тонкие линии. Так зародилась технология фрезеровочной гравировки, когда колесики-фрезы вращаются на алмазной базе. Она легла в основу богемско-силезской школы гравировки. Поверхность, обработанная таким способом, не требует последующей полировки.
В России гравировка стала популярна позже, в XVIII веке, и к ней обратились все крупные стекольные заводы, в том числе Никольско-Бахметевский. В разное время здесь создавались вазочки, бокалы, кубки, сервизы из бесцветного и цветного стекла с тонким ажурным резным узором.
Излюбленными мотивами бахметевских мастеров были полевые цветы, колоски злаков, фрукты, даже чертополох. На поверхности чайных стаканов составляли целые букеты из ромашек, васильков и роз, перемежая их затейливыми завитками. Изделия в таком стиле создавали на Никольско-Бахметевском предприятии для массового производства вплоть до 1917 года. После революционных событий в традиционной технике матовой гравировки продолжали работать мастера завода «Красный гигант».