Техника венецианской нити, или стеклянной филиграни, появилась в Италии.
В понятие венецианского стекла входили не только сосуды, но и ювелирные украшения и зеркала. Их начали производить в Венеции в конце XIII века, причем все стеклоделы, знакомые с искусством филиграни, вместе с семьями отправлялись на изолированный остров Мурано и не могли покидать его под страхом смерти. Однако мастера использовали любую возможность выбраться с острова, благодаря чему венецианский секрет стал известен в европейских странах.
Изначально для изделий в этой технике использовалось чистое бесцветное стекло. Стеклянные, как правило белые (молочные), нити скручивали спиралью и создавали из них самые разнообразные узоры.
К 1830-м годам потомственные мастера Никольско-Бахметевского завода овладели большинством техник работы со стеклом, не исключая и филигрань, которая считается одной из самых изысканных и трудоемких из них. Для получения «нити» заранее заготавливают множество стеклянных прутиков-дротов. Затем их помещают в форму со специально проделанными бороздками внутри или раскладывают в нужном порядке на поверхности. В первом случае стеклянная заготовка вдувается в форму, во втором — прокатывается по дротам. Горячее стекло расплавляет дроты, и они пристают к поверхности заготовки. Сверху их покрывают еще одним слоем стекла. Таким образом «венецианская нить» оказывается не снаружи изделия, а в толще его стенки.
Для изготовления представленных вазы и фужера применялись дроты молочного и синего стекла. Ваза, состоящая из реповидного тулова и грушевидного горла с лепестками, выдувалась сразу целиком. Три части фужера — основание, ножка и заоваленное тулово — выдувались по отдельности. Затем детали соединяли в горячем виде.
Специалистами в технике венецианской нити были потомственные выдувальщики Вертузаевы. Последним представителем этой династии был Михаил Сергеевич Вертузаев, работавший на заводе «Красный гигант» в первой половине XX века. В 1939 году ему было присвоено звание мастера-художника за возрождение техники филиграни. В 1940-м Государственное издательство легкой промышленности опубликовало его брошюру «Выработка стеклянных изделий с „венецианской нитью“». Завод выпускал изделия, выполненные в этой технике, до 1990-х годов.
В понятие венецианского стекла входили не только сосуды, но и ювелирные украшения и зеркала. Их начали производить в Венеции в конце XIII века, причем все стеклоделы, знакомые с искусством филиграни, вместе с семьями отправлялись на изолированный остров Мурано и не могли покидать его под страхом смерти. Однако мастера использовали любую возможность выбраться с острова, благодаря чему венецианский секрет стал известен в европейских странах.
Изначально для изделий в этой технике использовалось чистое бесцветное стекло. Стеклянные, как правило белые (молочные), нити скручивали спиралью и создавали из них самые разнообразные узоры.
К 1830-м годам потомственные мастера Никольско-Бахметевского завода овладели большинством техник работы со стеклом, не исключая и филигрань, которая считается одной из самых изысканных и трудоемких из них. Для получения «нити» заранее заготавливают множество стеклянных прутиков-дротов. Затем их помещают в форму со специально проделанными бороздками внутри или раскладывают в нужном порядке на поверхности. В первом случае стеклянная заготовка вдувается в форму, во втором — прокатывается по дротам. Горячее стекло расплавляет дроты, и они пристают к поверхности заготовки. Сверху их покрывают еще одним слоем стекла. Таким образом «венецианская нить» оказывается не снаружи изделия, а в толще его стенки.
Для изготовления представленных вазы и фужера применялись дроты молочного и синего стекла. Ваза, состоящая из реповидного тулова и грушевидного горла с лепестками, выдувалась сразу целиком. Три части фужера — основание, ножка и заоваленное тулово — выдувались по отдельности. Затем детали соединяли в горячем виде.
Специалистами в технике венецианской нити были потомственные выдувальщики Вертузаевы. Последним представителем этой династии был Михаил Сергеевич Вертузаев, работавший на заводе «Красный гигант» в первой половине XX века. В 1939 году ему было присвоено звание мастера-художника за возрождение техники филиграни. В 1940-м Государственное издательство легкой промышленности опубликовало его брошюру «Выработка стеклянных изделий с „венецианской нитью“». Завод выпускал изделия, выполненные в этой технике, до 1990-х годов.