Одигитрия, с греческого «путеводительница», — один из самых древних иконографических типов в византийском искусстве. Эпитет «Одигитрия» происходит от названия константинопольского монастыря Одигон, где находилась чудотворная икона. По преданию, она была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы.
Один из списков — вариантов — константинопольской Одигитрии попал на Русь в XI веке. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода — сына Ярослава Мудрого, благословил ее иконой Одигитрии. После смерти Всеволода Ярославича святыня перешла к его сыну Владимиру Мономаху, а тот перенес ее в Успенский собор Смоленска. Так этот извод — канонический тип изображения — Одигитрии получил название «Смоленская». Икона была главной святыней Смоленска, с ней связывают спасение города от татаро-монгольского ига в 1239 году. В XIV веке образ перевезли в Москву и установили в Благовещенском соборе Кремля. Икона Смоленской Божией Матери пользовалась особым почитанием на Руси. До наших дней она не сохранилась.
Богоматерь и Младенец Христос в таком типе иконы изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, символ Евангелия. Правой рукой Богоматерь указывает молящимся на Младенца Христа как на Спасителя.
Икона из коллекции Иркутского областного художественного музея создана в северных новгородских землях. В ней видны типичные для «краснофонных» икон живописные приемы: подписи белым на фоне, раскраска полей желтым, применение золота только для изображения нимбов. По краю нимбов сделан точечный орнамент — имитация жемчужной обнизи. Для иконы характерна особая твердость форм, ритмическая четкость, яркий открытый цвет: светло-зеленый, красный, оранжево-коричневый. Образ Богоматери суровый и величественный, внутренне замкнутый и напряженный. Лаконичный и выразительный язык иконы воплощает идеалы новгородской иконописи.
Один из списков — вариантов — константинопольской Одигитрии попал на Русь в XI веке. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода — сына Ярослава Мудрого, благословил ее иконой Одигитрии. После смерти Всеволода Ярославича святыня перешла к его сыну Владимиру Мономаху, а тот перенес ее в Успенский собор Смоленска. Так этот извод — канонический тип изображения — Одигитрии получил название «Смоленская». Икона была главной святыней Смоленска, с ней связывают спасение города от татаро-монгольского ига в 1239 году. В XIV веке образ перевезли в Москву и установили в Благовещенском соборе Кремля. Икона Смоленской Божией Матери пользовалась особым почитанием на Руси. До наших дней она не сохранилась.
Богоматерь и Младенец Христос в таком типе иконы изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, символ Евангелия. Правой рукой Богоматерь указывает молящимся на Младенца Христа как на Спасителя.
Икона из коллекции Иркутского областного художественного музея создана в северных новгородских землях. В ней видны типичные для «краснофонных» икон живописные приемы: подписи белым на фоне, раскраска полей желтым, применение золота только для изображения нимбов. По краю нимбов сделан точечный орнамент — имитация жемчужной обнизи. Для иконы характерна особая твердость форм, ритмическая четкость, яркий открытый цвет: светло-зеленый, красный, оранжево-коричневый. Образ Богоматери суровый и величественный, внутренне замкнутый и напряженный. Лаконичный и выразительный язык иконы воплощает идеалы новгородской иконописи.