Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Иркутского художественного музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Одигитрия

Время создания
конец XV века
Место создания
Новгород, северная провинция
Размер
58,4x38 см
Техника
дерево, левкас, темпера
7
Открыть в приложении
#4
Богоматерь Одигитрия
#2
Одигитрия, с греческого «путеводительница», — один из самых древних иконографических типов в византийском искусстве. Эпитет «Одигитрия» происходит от названия константинопольского монастыря Одигон, где находилась чудотворная икона. По преданию, она была написана евангелистом Лукой еще при жиз­ни Бо­го­ро­ди­цы.

Один из списков — вариантов — константинопольской Одигитрии попал на Русь в XI веке. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода — сына Ярослава Мудрого, благословил ее иконой Одигитрии. После смерти Всеволода Ярославича святыня перешла к его сыну Владимиру Мономаху, а тот перенес ее в Успенский собор Смоленска. Так этот извод — канонический тип изображения — Одигитрии получил название «Смоленская». Ико­на была главной свя­ты­ней Смо­лен­ска, с ней свя­зы­ва­ют спа­се­ние го­ро­да от татаро-монгольского ига в 1239 году. В XIV веке образ перевезли в Москву и установили в Благовещенском соборе Кремля. Ико­на Смо­лен­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри пользовалась осо­бым по­чи­та­ни­ем на Руси. До наших дней она не со­хра­ни­лась.

Богоматерь и Младенец Христос в таком типе иконы изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, символ Евангелия. Правой рукой Богоматерь указывает молящимся на Младенца Христа как на Спасителя.

Икона из коллекции Иркутского областного художественного музея создана в северных новгородских землях. В ней видны типичные для «краснофонных» икон живописные приемы: подписи белым на фоне, раскраска полей желтым, применение золота только для изображения нимбов. По краю нимбов сделан точечный орнамент — имитация жемчужной обнизи. Для иконы характерна особая твердость форм, ритмическая четкость, яркий открытый цвет: светло-зеленый, красный, оранжево-коричневый. Образ Богоматери суровый и величественный, внутренне замкнутый и напряженный. Лаконичный и выразительный язык иконы воплощает идеалы новгородской иконописи.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Одигитрия

Время создания
конец XV века
Место создания
Новгород, северная провинция
Размер
58,4x38 см
Техника
дерево, левкас, темпера
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%