А.С. Степанов —
художник-анималист, мастер пейзажа, член Товарищества передвижных
художественных выставок. Будущий
художник родился в дворянской семье в г. Симферополе, его отец был офицером, участником
обороны Севастополя во время Крымской войны. Мальчик очень рано потерял
родителей и его опекуном назначили одного из сослуживцев отца, который забрал
мальчика в Москву и устроил в Александринское сиротское малолетнее отделение, а затем
в Первую Московскую Гимназию. В 1879 году Алексей Степанов
закончил Константиновский межевой институт с дипломом землемера, однако своим
призванием ощущал изобразительное искусство. Благодаря сохраненному опекуном
небольшому наследству, он смог оплатить учебу в Московском Училище живописи,
ваяния и зодчества. В училище молодой
художник познакомился с М. Нестеровым, братьями Коровиными и И. Левитаном.
Человек большого доброго сердца, А. Степанов любил животных, и считался одним из лучших художников-анималистов. Он активно сотрудничал с журналом Леонида Сабанеева «Природа и Охота», а Антон Чехов предложил Степанову создать иллюстрации к рассказу «Каштанка».
С 1888 г. Степанов начал свою преподавательскую деятельность, сначала в Училище изящных искусств А. Гунста, затем в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В собственном творчестве он часто обращался к сценам охоты и изображению размеренной сельской жизни.
В 1894 г. художник совершил путешествие в Европу, посетив Италию, Германию и Францию. Знакомство с творчеством художников-импрессионистов «высветлило» его палитру, и с этих пор в работах художника убедительное письмо, основанное на внимательном изучении натуры, сочетается со свежестью личного впечатления.
На картине из Псковского собрания изображена скромная помещичья усадьба — господский дом и птичник. Седовласый помещик в длинном халате вышел во двор к своим подопечным: его окружают куры, индюки, гуси и две собаки. Работа написана в спокойно приглушенной колористической гамме. Серо-серебристые тона вносят ноту элегической эмоциональности. Критик Стасов находил, что в содержании и образах произведения «все прекрасно, полно жизненной правды и юмора».