Солонка в форме утки вырезана из цельной части дерева. Солонки-утицы обычно изготавливали из дерева, бересты и капа, древесного нароста. Подвижная крышка солонки прикреплена к небольшому хвосту на металлический гвоздь. Глаза отмечены крестиками, внутренняя сторона корпуса грубо выдолблена, внешняя — ошкурена и отполирована. Солонка-утка найдена сотрудниками Коми-Пермяцкого краеведческого музея в 1970 году в деревне Сеполь Пермской области.
Птица — один из главных сюжетов в декоративно-прикладном и культовом искусстве пермских народов. Первые изображения птиц в Прикамье появились в III веке до н. э. Образ птицевидного идола с головой человека и крыльями птицы связан с представлениями человека о загробном мире, о полете души. Утку называли праматерью человечества: по легенде, она нырнула в море, достала со дна немного земли и принесла его в клюве. Это было началом нового мира, а два ее сына, вылупившиеся из яиц, стали верховными богами, олицетворением добра и зла — Ен и Омоль. С утками связано множество примет коми-пермяков: например, если утка перешла дорогу, она предупредила о грядущих трудностях. Образ водоплавающей птицы часто встречается в орнаментах, скульптурах, рисунках и бронзовом литье пермского звериного стиля.
С солонкой и солью у коми-пермяков связаны определенные правила поведения. Соль — одно из наиболее действенных магических средств, которое широко применялось в качестве оберега от нечистой силы и средства от болезней и порчи. Особенно действенным считалось сочетание хлеба и соли — «нянь-сов». Само это выражение было не только приглашением в гости, но и добрым пожеланием счастья, безбедной жизни, здоровья и радости.
Утицу-солонку получала в дар молодая невеста в день свадьбы. Подарок вырезал для нее отец, старший брат или дядя по матери. Девушка забирала солонку в виде утки и уходила из родного дома, унося с собой частицу своего рода, символ его жизненной и охранной силы. Фигура утки — воплощение родительского благословения и символ будущего семейного счастья. Утки-солонки были обязательным атрибутом в свадебном ритуале у угро-финских племен.
Птица — один из главных сюжетов в декоративно-прикладном и культовом искусстве пермских народов. Первые изображения птиц в Прикамье появились в III веке до н. э. Образ птицевидного идола с головой человека и крыльями птицы связан с представлениями человека о загробном мире, о полете души. Утку называли праматерью человечества: по легенде, она нырнула в море, достала со дна немного земли и принесла его в клюве. Это было началом нового мира, а два ее сына, вылупившиеся из яиц, стали верховными богами, олицетворением добра и зла — Ен и Омоль. С утками связано множество примет коми-пермяков: например, если утка перешла дорогу, она предупредила о грядущих трудностях. Образ водоплавающей птицы часто встречается в орнаментах, скульптурах, рисунках и бронзовом литье пермского звериного стиля.
С солонкой и солью у коми-пермяков связаны определенные правила поведения. Соль — одно из наиболее действенных магических средств, которое широко применялось в качестве оберега от нечистой силы и средства от болезней и порчи. Особенно действенным считалось сочетание хлеба и соли — «нянь-сов». Само это выражение было не только приглашением в гости, но и добрым пожеланием счастья, безбедной жизни, здоровья и радости.
Утицу-солонку получала в дар молодая невеста в день свадьбы. Подарок вырезал для нее отец, старший брат или дядя по матери. Девушка забирала солонку в виде утки и уходила из родного дома, унося с собой частицу своего рода, символ его жизненной и охранной силы. Фигура утки — воплощение родительского благословения и символ будущего семейного счастья. Утки-солонки были обязательным атрибутом в свадебном ритуале у угро-финских племен.