Ваза-корневатка — это круглое блюдо с невысокими бортиками, выполненное из тонких корней деревьев плетением «в шахматку». Это предмет домашней утвари и важный экспонат коллекции этнографичесских предметов из дерева. В ней представлены плетеные корзины, кузова, вазы, блюда, пестерь и головной убор. Корневатка была найдена в 1999 году в деревне Усть-Чукурья Гаинского района Пермской области.
Первые корневатки, или корневатики, корнятки, поступили в музейную коллекцию 100 лет назад из Кудымкарских государственных художественно-промышленных мастерских, созданных Петром Ивановичем Субботиным-Пермяком, художником-авангардистом и основателем краеведческого музея. В 2014 году коллекция пополнилась работами народного мастера Пермского края Леонида Сергеевича Бычина из деревни Бычино. Это единственный в регионе современный мастер по плетению из корней. Леонид Сергеевич предоставил плетеную фуражку, пестерь, шкатулки и вазы.
Корневатки — редкие изделия из-за сложной технологии производства. В отличие от плетения корзин и коробов из ивовых прутьев или лозы, корневатки требуют времени на добычу и подготовку корней, а также физической силы для оплетки. Традиционно мастерами-корнеплетами были мужчины. Для плетения изделий из корней заготавливали саргу — тонкую дранку, прутья или коренья. Для этого кедровые, сосновые или еловые корни раскалывали на четыре части, а затем от наружной части древесины отделяли несколько тонких слоев. Эти ленты очищали от защепин и, при необходимости, делили на более узкие. Сарга, свернутая в кольца, высушивалась и хранилась до надобности. Вымоченный в воде материал имел те же свойства, что и свежий.
Техника плетения корневатки состоит в продергивании рабочей ленты в щель, сделанную шилом на оплетке. Ленты кедрового корня должны полностью оплести черемуховый прут. В конце работы следует туго затянуть плетение, чтобы сосуд при высыхании оставался плотным. Форма корневатки — круглая или прямоугольная — определяется формой основы из прута. Отдельно мастер плетет крышку, которую крепит сыромятными ремешками. Из таких же ремешков делается ручка для переноски изделия. Главное достоинство корневаток заключается в их прочности и долговечности, а также способности обеспечить устойчивую герметичную форму.
Первые корневатки, или корневатики, корнятки, поступили в музейную коллекцию 100 лет назад из Кудымкарских государственных художественно-промышленных мастерских, созданных Петром Ивановичем Субботиным-Пермяком, художником-авангардистом и основателем краеведческого музея. В 2014 году коллекция пополнилась работами народного мастера Пермского края Леонида Сергеевича Бычина из деревни Бычино. Это единственный в регионе современный мастер по плетению из корней. Леонид Сергеевич предоставил плетеную фуражку, пестерь, шкатулки и вазы.
Корневатки — редкие изделия из-за сложной технологии производства. В отличие от плетения корзин и коробов из ивовых прутьев или лозы, корневатки требуют времени на добычу и подготовку корней, а также физической силы для оплетки. Традиционно мастерами-корнеплетами были мужчины. Для плетения изделий из корней заготавливали саргу — тонкую дранку, прутья или коренья. Для этого кедровые, сосновые или еловые корни раскалывали на четыре части, а затем от наружной части древесины отделяли несколько тонких слоев. Эти ленты очищали от защепин и, при необходимости, делили на более узкие. Сарга, свернутая в кольца, высушивалась и хранилась до надобности. Вымоченный в воде материал имел те же свойства, что и свежий.
Техника плетения корневатки состоит в продергивании рабочей ленты в щель, сделанную шилом на оплетке. Ленты кедрового корня должны полностью оплести черемуховый прут. В конце работы следует туго затянуть плетение, чтобы сосуд при высыхании оставался плотным. Форма корневатки — круглая или прямоугольная — определяется формой основы из прута. Отдельно мастер плетет крышку, которую крепит сыромятными ремешками. Из таких же ремешков делается ручка для переноски изделия. Главное достоинство корневаток заключается в их прочности и долговечности, а также способности обеспечить устойчивую герметичную форму.