Представленная в экспозиции Коми-Пермяцкого музея доска была привезена основателем музея Петром Ивановичем Субботиным-Пермяком из этнографической экспедиции по изучению орнаментики Пермяцкого края. Это набойная доска, или так называемая манера, прямоугольной формы, однослойная, с клином для рукояти на обратной стороне. На лицевой части медными пластинками, шпильками и деревянными колышками набит растительный орнамент в виде цветка с пятью лепестками и листьями. Нижняя граница обрамлена плавно изогнутым стеблем. Такую доску использовали для набивания рисунка на скатертях и дубасах — сарафанах из крашеного холста.
В XIX веке на Севере и в центральных областях России была широко распространена кубовая набойка — окрашивание ткани в разные оттенки синего цвета со светлыми узорами. Сначала мастер наносил узор на ткань с помощью набойки, пропитанной специальным раствором из медного купороса или воска. Он назывался вапой и защищал ткань от пигмента. Затем материал высушивали и окрашивали в основной цвет, погружая в специальный куб. Набитые рисунки оставались светлыми благодаря химической реакции. Весь процесс занимал у опытного мастера два-три часа.
Мастерами на вредном для здоровья производстве были деревенские мужчины, «синильщики». Своим товаром и набойными досками они торговали на всех крупных ярмарках. Каждый мастер собирал свою коллекцию орнаментов из десятков и сотен штампов. Доски делали небольшого размера, узоры были растительные и геометрические, с изображением птиц с распахнутыми крыльями и языческих солярных (солнечных) знаков. Для композиции рисунка обычно чередовали разные элементы по горизонтали, вертикали или в шахматном порядке.
Массовая кубовая набойка перестала существовать в первой трети XX века, с приходом Промышленной революции и заменой ручного труда станочным. Древнее искусство ручной набойки с ее живым и разнообразным красочным узором оставило богатое наследие, обладающее высокой художественной ценностью. В ходе возрождения традиций набойное ремесло в ряде регионов возвращается в качестве местного колорита, а изделия, созданные с помощью старинной технологии, становятся прекрасными и аутентичными сувенирами.
В XIX веке на Севере и в центральных областях России была широко распространена кубовая набойка — окрашивание ткани в разные оттенки синего цвета со светлыми узорами. Сначала мастер наносил узор на ткань с помощью набойки, пропитанной специальным раствором из медного купороса или воска. Он назывался вапой и защищал ткань от пигмента. Затем материал высушивали и окрашивали в основной цвет, погружая в специальный куб. Набитые рисунки оставались светлыми благодаря химической реакции. Весь процесс занимал у опытного мастера два-три часа.
Мастерами на вредном для здоровья производстве были деревенские мужчины, «синильщики». Своим товаром и набойными досками они торговали на всех крупных ярмарках. Каждый мастер собирал свою коллекцию орнаментов из десятков и сотен штампов. Доски делали небольшого размера, узоры были растительные и геометрические, с изображением птиц с распахнутыми крыльями и языческих солярных (солнечных) знаков. Для композиции рисунка обычно чередовали разные элементы по горизонтали, вертикали или в шахматном порядке.
Массовая кубовая набойка перестала существовать в первой трети XX века, с приходом Промышленной революции и заменой ручного труда станочным. Древнее искусство ручной набойки с ее живым и разнообразным красочным узором оставило богатое наследие, обладающее высокой художественной ценностью. В ходе возрождения традиций набойное ремесло в ряде регионов возвращается в качестве местного колорита, а изделия, созданные с помощью старинной технологии, становятся прекрасными и аутентичными сувенирами.