Успение Богоматери
Время создания
первая половина XVIII века
Место создания
Тверская провинция
Размер
55,5x41 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
0
Открыть в приложении#1
#2
Две иконы праздничного ряда первой половины XVIII века — «Сретение» и «Успение» — поступили из каменной церкви Богоматери Смоленской в селе Георгиевском Бежецкого района наряду с большим числом других памятников XV–XVIII веков. Иконы праздников входили в убранство прежде стоявшей на этом месте деревянной церкви, построенной в 1713 году. После ее замены новым каменным храмом они были перенесены в него вместе с иконостасом.
Успение Богоматери — один из главных христианских праздников. Успение (по-славянски — «смерть»), понимается как спасение Богоматери, избавление Ее души от уз смерти и дарование Ей жизни вечной, воссоединение Богоматери и Ее Сына Иисуса Христа. Вот почему это событие на иконах и в церковных службах пронизано не печалью, а радостью торжества жизни над смертью — «празднуют ангелы и к веселию земных призывают».
В момент смерти Богоматери Христос невидимо является во славе (мандорле) и принимает на руки ее чистую душу в виде спеленатого младенца. Ложе почившей окружают апостолы, среди которых на первом плане выделяются Петр с кадилом в руке и Павел, припадающий к изножью. У изголовья Марии стоит апостол Иоанн Богослов, в доме которого она жила в Иерусалиме после того, как был распят Христос. Здесь же — отцы церкви: первый епископ Иерусалима Иаков, брат Господень и автор песнопений Дионисий Ареопагит, часто включаемый в эту композицию.
Икона написана местным провинциальным мастером. Несмотря на то, что художник использует ограниченный набор цветов — оранжевый, красно-коричневый, оттенки зеленого, — ему удается передать атмосферу праздника. Декоративность образу придает крупный орнамент на ложе, а также надпись, исполненная крупными белильными буквами на широком темно-зеленом верхнем поле.
Успение Богоматери — один из главных христианских праздников. Успение (по-славянски — «смерть»), понимается как спасение Богоматери, избавление Ее души от уз смерти и дарование Ей жизни вечной, воссоединение Богоматери и Ее Сына Иисуса Христа. Вот почему это событие на иконах и в церковных службах пронизано не печалью, а радостью торжества жизни над смертью — «празднуют ангелы и к веселию земных призывают».
В момент смерти Богоматери Христос невидимо является во славе (мандорле) и принимает на руки ее чистую душу в виде спеленатого младенца. Ложе почившей окружают апостолы, среди которых на первом плане выделяются Петр с кадилом в руке и Павел, припадающий к изножью. У изголовья Марии стоит апостол Иоанн Богослов, в доме которого она жила в Иерусалиме после того, как был распят Христос. Здесь же — отцы церкви: первый епископ Иерусалима Иаков, брат Господень и автор песнопений Дионисий Ареопагит, часто включаемый в эту композицию.
Икона написана местным провинциальным мастером. Несмотря на то, что художник использует ограниченный набор цветов — оранжевый, красно-коричневый, оттенки зеленого, — ему удается передать атмосферу праздника. Декоративность образу придает крупный орнамент на ложе, а также надпись, исполненная крупными белильными буквами на широком темно-зеленом верхнем поле.
читать дальшескрыть
Успение Богоматери
Время создания
первая половина XVIII века
Место создания
Тверская провинция
Размер
55,5x41 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
0

Открыть в приложении
Поделиться