Святитель Василий Великий
Время создания
третья четверть XVI века
Место создания
Тверь
Размер
100x32 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
#2
В числе икон, поступивших из Смоленской церкви в селе Георгиевском Бежецкого района, есть образ святителя Василия Великого, созданный в эпоху царя Ивана Грозного. Исполненный местным иконописцем, он наглядно отражает общие черты русской иконописи того времени.
Икона представляет собой часть правой створки Царских врат (фигурное завершение створки утрачено). На Руси на Царских вратах нередко изображались святители Василий Великий и Иоанн Златоуст — творцы литургии. Святитель представлен в развороте влево к центру врат, его голова склонена, в руках развернутый свиток с текстом молитвы. Он представлен в момент совершения богослужения. Свиток — древняя античная форма книги, сохранившаяся в иконографии наряду с привычной современной формой книг-кодексов.
Белоснежные облачения святителя очерчены тонкими контурными линиями и проработаны небольшим числом складок. Фигура выглядит нарочито плоской, вернее лишенной объема и веса.
Сосредоточенный лик святителя Василия исполнен в приглушенной гамме. Мастер использовал темные оттенки охры. Свет здесь дан только в виде тонких белильных мазков, контрастирующих с общим темным тоном лика. Волосы и борода написаны темно-коричневым — узнаваемая черта иконографии святителя Василия. Если графическая трактовка облачений в целом характерна для русской иконописи XVI века, то сдержанное живописное решение выразительного лика указывает на создание иконы в грозненское время.
Икона представляет собой часть правой створки Царских врат (фигурное завершение створки утрачено). На Руси на Царских вратах нередко изображались святители Василий Великий и Иоанн Златоуст — творцы литургии. Святитель представлен в развороте влево к центру врат, его голова склонена, в руках развернутый свиток с текстом молитвы. Он представлен в момент совершения богослужения. Свиток — древняя античная форма книги, сохранившаяся в иконографии наряду с привычной современной формой книг-кодексов.
Белоснежные облачения святителя очерчены тонкими контурными линиями и проработаны небольшим числом складок. Фигура выглядит нарочито плоской, вернее лишенной объема и веса.
Иконописец обыгрывает орнаментальное сочетание черных букв на свитке, крестов на фелони, бордовых крестов на омофоре и широкой обводки нимба. Спускающаяся к ногам епитрахиль и висящий на поясе ромбовидный плат — «палица» вторят охристому фону и украшены изображением драгоценных камней. Минималистическое решение колорита иконы характерно для образов святителей в настенных росписях алтарей, где они традиционно изображались стоящими в ряд, фронтально или в повороте к центру композиции. Створки Царских врат, закрывавшие алтарь, в данном случае повторяют сюжет его настенных росписей.
Сосредоточенный лик святителя Василия исполнен в приглушенной гамме. Мастер использовал темные оттенки охры. Свет здесь дан только в виде тонких белильных мазков, контрастирующих с общим темным тоном лика. Волосы и борода написаны темно-коричневым — узнаваемая черта иконографии святителя Василия. Если графическая трактовка облачений в целом характерна для русской иконописи XVI века, то сдержанное живописное решение выразительного лика указывает на создание иконы в грозненское время.
читать дальшескрыть
Святитель Василий Великий
Время создания
третья четверть XVI века
Место создания
Тверь
Размер
100x32 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться