Художник Яков Яковлевич Вундер происходил из поволжских немцев и стал одной из ключевых фигур культурной жизни Воркуты середины XX века. В 23 года Вундер был арестован по доносу и на десять лет отправлен в северные лагеря. Молодой живописец трудился разнорабочим на Первом кирпичном заводе, а затем в драматическом театре, где после освобождения остался служить художником-постановщиком.
В поисках новых впечатлений Яков Вундер начал работать в Воркутинской комплексной геологоразведочной экспедиции. Это решение очень вдохновило художника и определило его судьбу. По словам его жены Марии, в последние годы Яков Яковлевич написал «два вагона картин, уставая порой до того, что кисти валились из рук».
По эскизам, рисункам и фотоснимкам Вундера можно изучать географию Севера. Он запечатлел пейзажи тундры, побережье Карского моря, Уральские горы, северные реки, остров Вайгач, мыс Гребень, гору Манарагу, Вашуткины озера.
Этюд Вундера «Урал» выполнен в одной из геологических экспедиций. Это чистый горный пейзаж в холодной сдержанной палитре. Спокойное и почтительное созерцание переносит на холст образ инобытия. Это этюд, но работа несет в себе черты монументального величия Полярного Урала — северной границы Уральских гор.
Участница последней экспедиции Вундера, Валентина Золотова, вспоминала сентябрьский день 1966 года, когда художник пропал: