«Умытая осень» — это очень светлая и добрая картина нашего земляка — художника Николая Алексеевича Матасова, написанная им в период его проживания в Таджикистане. Картина «Умытая осень» увидела свет в 1979 году. На ней изображён осенний пейзаж переулка, причем именно того, где жил художник в 1979 г. В данном произведении художник, возможно, пытался донести до нас простую, но в то же время для многих недоступную мыль, а именно то, что наше родное место может быть красивым и особенным, стоит только немного изменить угол обзора. Ведь очень часто мы стремимся посетить какие-то далекие от нас, порой труднодоступные места и уголки, чтобы насладиться впечатлениями от вида новых мест. Мы, наверное, разучились подмечать и наслаждаться красотой и особенностью тех мест мимо которых мы проходим каждый день. Казалось бы, что может быть примечательного в виде простого переулка, но стоит слегка изменить угол зрения и он предстает перед нами в каком-то особенном, незабываемом свете и пробуждает в зрителе чувство присутствия и погружения, а атмосферу и настроение прекрасной картины.
В этой, тогда ещё союзной республике, за долгие 65 лет проживания у него прошло 3 персональных выставки. И только национальные беспорядки начала 90-х годов XX века заставили его с семьёй переехать в Россию, оставив в Душанбинском краеведческом музее 80 своих лучших работ.
Вернулся он не просто в Россию, где его известного художника готовы были принять практически везде, а на малую родину, откуда он в период раскулачивания бежал, будучи 11 летним ребёнком на юг. Урюпинский районный комитет по культуре предоставил художнику жилье в станице Михайловской. По воле случая или неслучайно дом Матасова был на улице Машкова, напротив дома великого живописца.
В 1994 году была проведена персональная выставка художника под названием «Была страна», где выставлялась и эта работа. На данный момент картина находится в фондах Урюпинского районного музея.
В самом расцвете своих творческих сил Матасов писал «я стремился своим скромным трудом пробудить у зрителей думы о красоте труда и мира в окружающей природе, который нужно беречь. И если мне в какой-то мере это удалось, то я живу не напрасно». Без сомнения, художнику это удалось.