Картина Николая Алексеевича Матасова (1919—2004) «Ирисы в саду» с первого момента привлекает внимание. Яркие, насыщенные краски сразу же заставляют задуматься, с одной стороны, о природной красоте, с другой — насколько талантливо живописец смог передать всё разнообразие оттенков и переходов цвета.
Ирис, по мнению многих любителей цветов, — одно из самых красивейших растений на земле. Обширный род ирисов включает в себя около 800 видов, произрастающих в Северном полушарии в регионах с субтропическим и умеренным климатом, некоторые из них можно встретить и на территории России.
Культурное разведение ирисов имеет очень давнюю историю. Этот цветок любили и почитали в древних Риме и Греции, в Аравии и Египте, в Японии и Китае. Растение использовали в народной медицине. Даже сегодня вытяжки и масла из корневища ириса остаются очень ценным сырьем, используемым в парфюмерной промышленности.
Садоводов же интересуют, прежде всего, декоративные качества ирисов. И здесь есть чем восхищаться! Разнообразие видов, сортов и гибридов просто поражают воображение, а невероятно широкая палитра оттенков цветков полностью оправдывает название растения, которое с греческого переводится как «радуга». По одной из версий, так назвал цветок сам Гиппократ.
Рассматривая прекрасную работу художника, невольно восхищаешься сочетанием разного типа лепестков — нежных верхних и насыщенных нижних. В ирисах красиво всё — от роскошных цветков до веера листьев и бутонов на стремящемся вверх стебле. Цветы ириса известны человеку с древнейших времён. В Средние века их выращивали в цветниках замков и монастырей, откуда они были перенесены в сады горожан. Своё название цветок получил в древней Греции по имени богини Ириды, которая как посланница богов сходила по радуге. Название ему дал греческий врач Гиппократ.
Картина, выполненная маслом по холсту в любимой манере художника — крупной кистью, щедрыми мазками, которые давали полотну объем и фактуру, хранится в Урюпинском районном историко-краеведческом музее. Регулярно выставляется. Неизменно привлекая посетителей и ценителей творчества Николая Алексеевича. В последние годы жизни Матасов сильно болел, но, несмотря на преклонный возраст, все время работал, писал этюды, обдумывал сюжеты новых картин.