Итальянский художник Бенвенуто Тизи носил прозвище Гарофало — то ли по названию местечка, откуда происходила его семья, то ли потому, что на его родовом гербе был цветок гвоздики (по-итальянски — garofano), но в историю живописи он вошел именно под таким именем.
Гарофало родился в Ферраре в конце XV века. Учился живописи в разных мастерских Болоньи, Кремоны, Рима. Именно в Риме Тизи познакомился и сдружился с великим Рафаэлем, что очень повлияло на живопись Гарофало: стиль феррарца стал более классическим и стилизованным. При этом сохранились свежесть и грация ранних работ Тизи, а манера письма, благодаря привнесенной изысканности, мягким утонченным формам, оживленным цветам, стала еще краше.
В 1512 году Гарофало ввернулся в родную Феррару, где выполнял многочисленные заказы для местных церквей. Картина «Умножение хлебов», известная и под названием «Чудесное насыщение хлебами», создана Гарофало на евангельский сюжет. Она была написана в 20–30-х годах, когда ослепший на один глаз художник работал в монастыре Сан-Бернардино, дав обет трудиться безвозмездно в надежде на исцеление. В основе произведения — легенда о чуде насыщения пяти тысяч человек: тогда следовавшая за Иисусом многочисленная толпа была накормлена пятью хлебами и двумя рыбами.
В этой работе Гарофало проявилось несомненное влияние Рафаэля — например, в образе евангелиста Иоанна. Иоанн часто изображается нежным юношей с девичьими чертами лица. Здесь его, похожего на рафаэлевских молодых белокурых красавиц с их правильными чертами лица, легко вычислить среди других учеников Христа и паломников.
Картина написана очень свежо, свободной кистью. Христос раздает пищу апостолам, и некоторые из них, изголодавшись, поедают ее. Гарофало изобразил на картине мать — аббатису, других послушниц и среди них, очевидно, трех своих дочерей. Введение в евангельский сюжет монахинь неслучайно — это напоминание о благотворительной деятельности монастыря. А фигура старца, как полагают искусствоведы, может быть автопортретом. Такое общение со зрителем было частым художественным приемом в живописи того периода.
Гарофало родился в Ферраре в конце XV века. Учился живописи в разных мастерских Болоньи, Кремоны, Рима. Именно в Риме Тизи познакомился и сдружился с великим Рафаэлем, что очень повлияло на живопись Гарофало: стиль феррарца стал более классическим и стилизованным. При этом сохранились свежесть и грация ранних работ Тизи, а манера письма, благодаря привнесенной изысканности, мягким утонченным формам, оживленным цветам, стала еще краше.
В 1512 году Гарофало ввернулся в родную Феррару, где выполнял многочисленные заказы для местных церквей. Картина «Умножение хлебов», известная и под названием «Чудесное насыщение хлебами», создана Гарофало на евангельский сюжет. Она была написана в 20–30-х годах, когда ослепший на один глаз художник работал в монастыре Сан-Бернардино, дав обет трудиться безвозмездно в надежде на исцеление. В основе произведения — легенда о чуде насыщения пяти тысяч человек: тогда следовавшая за Иисусом многочисленная толпа была накормлена пятью хлебами и двумя рыбами.
В этой работе Гарофало проявилось несомненное влияние Рафаэля — например, в образе евангелиста Иоанна. Иоанн часто изображается нежным юношей с девичьими чертами лица. Здесь его, похожего на рафаэлевских молодых белокурых красавиц с их правильными чертами лица, легко вычислить среди других учеников Христа и паломников.
Картина написана очень свежо, свободной кистью. Христос раздает пищу апостолам, и некоторые из них, изголодавшись, поедают ее. Гарофало изобразил на картине мать — аббатису, других послушниц и среди них, очевидно, трех своих дочерей. Введение в евангельский сюжет монахинь неслучайно — это напоминание о благотворительной деятельности монастыря. А фигура старца, как полагают искусствоведы, может быть автопортретом. Такое общение со зрителем было частым художественным приемом в живописи того периода.