Ян Викторс прожил 57 лет, большую часть из которых трудился художником в родном Амстердаме. Только в последние годы финансовые затруднения вынудили его работать в других сферах и странах. К примеру, в Индонезии как «ziekentrooster», в чьи обязанности входили посещение пациентов в тяжелом состоянии и помощь им, а также чтение вслух проповедей, написанных официальными священнослужителями.
Впрочем, темы болезни, лечения и здравия были характерны для всего творческого пути автора. Упоминания достойны такие шедевры Золотого века Голландии, как «Ярмарочный знахарь» или «Дантист с посетителями».
В Серпуховском историко-художественном музее оказалась одна из четырех известных копий «Уличного лекаря». Экспонат попал в коллекцию благодаря обмену картинами с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Художник изобразил масляными красками на холсте площадь, которая стала сценой для странствующего целителя и еще 13 персонажей. Дети и взрослые запечатлены в театральных позах.
Отношение Яна Викторса к путешествующим шарлатанам довольно точно описывает западноевропейская поговорка «лжет, как зубной лекарь», которую можно соотнести с российской «заговаривает зубы». Так, о качестве оказываемых услуг повествуют агония на лице и сжатые кулаки у нарисованного клиента.
Кстати, такого же мнения о «базарном» врачевании придерживались и другие местные деятели: Иероним Босх, Питер Брейгель Старший и Лукас ван Лейден.
Создатель полотна сделал особый акцент сюжета не на плуте с подельницей, а на публике. Одна из женщин настолько увлечена медицинским представлением, что не видит того, как из ее корзины мальчик ворует ягоды.
Именно здесь скрыт нравоучительный смысл композиции. Дело в том, что виноград был и редким в этих краях продуктом, и символом христианской благодати. С точки зрения автора, люди в погоне за грошовыми развлечениями утрачивали духовные ценности, но даже не замечали процесса.
Среди арт-экспертов существует гипотеза о том, что Ян Викторс обучался в художественной студии Рембрандта Харменса ван Рейна. Однако единственным фактическим свидетельством связи между живописцами является кадастровая запись за 1722 год. В качестве косвенного доказательства влияния мастера на ученика приводятся элементы стиля. Например, теплые тона, материалы со сложным рисунком, малое пространство между фигурами и ясные жесты. Все это прослеживается в картинах «Аман умоляет царицу Эсфирь о пощаде» или «Миропомазание Давида».
Впрочем, темы болезни, лечения и здравия были характерны для всего творческого пути автора. Упоминания достойны такие шедевры Золотого века Голландии, как «Ярмарочный знахарь» или «Дантист с посетителями».
В Серпуховском историко-художественном музее оказалась одна из четырех известных копий «Уличного лекаря». Экспонат попал в коллекцию благодаря обмену картинами с Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Художник изобразил масляными красками на холсте площадь, которая стала сценой для странствующего целителя и еще 13 персонажей. Дети и взрослые запечатлены в театральных позах.
Отношение Яна Викторса к путешествующим шарлатанам довольно точно описывает западноевропейская поговорка «лжет, как зубной лекарь», которую можно соотнести с российской «заговаривает зубы». Так, о качестве оказываемых услуг повествуют агония на лице и сжатые кулаки у нарисованного клиента.
Кстати, такого же мнения о «базарном» врачевании придерживались и другие местные деятели: Иероним Босх, Питер Брейгель Старший и Лукас ван Лейден.
Создатель полотна сделал особый акцент сюжета не на плуте с подельницей, а на публике. Одна из женщин настолько увлечена медицинским представлением, что не видит того, как из ее корзины мальчик ворует ягоды.
Именно здесь скрыт нравоучительный смысл композиции. Дело в том, что виноград был и редким в этих краях продуктом, и символом христианской благодати. С точки зрения автора, люди в погоне за грошовыми развлечениями утрачивали духовные ценности, но даже не замечали процесса.
Среди арт-экспертов существует гипотеза о том, что Ян Викторс обучался в художественной студии Рембрандта Харменса ван Рейна. Однако единственным фактическим свидетельством связи между живописцами является кадастровая запись за 1722 год. В качестве косвенного доказательства влияния мастера на ученика приводятся элементы стиля. Например, теплые тона, материалы со сложным рисунком, малое пространство между фигурами и ясные жесты. Все это прослеживается в картинах «Аман умоляет царицу Эсфирь о пощаде» или «Миропомазание Давида».