Мастерству живописца Константин Горбатов учился в самарской художественной школе Ф.Е. Бурова, брал уроки в Рижском политехникуме у Джоджа Кларка. Переехав в Санкт-Петербург, он занимался в знаменитом Училище рисования барона А.Л. Штиглица, а потом и в Академии художеств на архитектурном и живописном отделениях.
Улица провинциального города
Время создания
1920
Размер
83x140 см
Техника
холст, масло
Выставка
0
Открыть в приложении#1
#2
Увлечение архитектурой для него, несомненно, было связано с его пристальным вниманием к древнерусским церковным постройкам, с детства окружавшим его в родном городе Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти). Практически сразу он нашел наиболее соответствующий его эмоциональному и духовному строю жанр — пейзаж — и оставался верен ему до конца жизни.
#3
Горбатов К.И. Набережная старого города. 1915 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Пенсионерская поездка в Италию в 1912–1913 гг. во многом стала определяющей для формирования художественного языка его работ в дальнейшем. Первые месяцы пребывания за границей Горбатов работал в Риме, затем, по рекомендации И.И. Бродского, встретился с А.М. Горьким и некоторое время провел на острове Капри, где писатель снимал виллу.
#18
Первые месяцы пребывания за границей Горбатов работал в Риме, затем, по рекомендации И.И. Бродского, встретился с А.М. Горьким и некоторое время провел на острове Капри, где писатель снимал виллу. В Италии он познакомился с местной пейзажной традицией: в ее основе было направление «маккьяйоли», которое хронологически предшествовало импрессионизму. Постепенно палитра художника освобождалась от темных тонов, яркие цветовые пятна придавали его работам особую звучность и декоративность.
#4
Вернувшись на родину, Горбатов ежегодно совершал поездки по старинным городам. Он неоднократно обращался к излюбленным мотивам, изображая панорамные виды древних русских городов, открывавшиеся с речных просторов.
#5
В 1922 г. художник навсегда покинул Россию, хотя формально не отказывался от гражданства, поскольку выезжал для участия в выставке. В 1926 г. он переехал в Германию, где прожил до конца своих дней. Творчество Горбатова было высоко оценено немецкой публикой и критиками. Его персональные выставки проходили в ряде художественных галерей Германии, произведения охотно приобретали коллекционеры. В Мюнхене его работы широко тиражировались в открытках.
#16
Горбатов К.И. Новгород. Пристань. 1924 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В отличии от итальянской, немецкая природа и пейзажи не привлекали Горбатова. Живя на чужбине, он по-прежнему создавал виды российских городов, используя собственный материал или фотографии древнерусских церквей, опубликованные в книге по истории архитектуры И.Э. Грабаря.
#7
Название картины 1920 г. «Улица провинциального города» вряд ли является авторским. До поступления в музей она долго находилась в частных коллекциях. По дореволюционным фотографиям удалось идентифицировать старинную улицу Пскова, по которой от Кремля и торговой площади можно было попасть по Троицкому мосту в район Запсковья, на противоположный берег одноименной реки Псковы.
#8
Горизонтальный формат картины демонстрирует широту охвата, панорамность изображения. В центре — проезжая часть улицы, сужающаяся к мосту, за ним, в центре композиции, — силуэт храма Косьмы и Дамиана, по правой стороне улицы видна часть торговых рядов, по левой — добротные дома купцов и фабрикантов старого Пскова. Все объекты хорошо прочитываются, но в то же время понятно, что художник не стремился к фотографической точности изображения, а создавал свой придуманный, живописно-сказочный образ улицы.
#9
Становится понятным смысл фраз, сказанных когда-то Константином Горбатовым:
#17
Отрекись совершенно от реальности и тогда будешь живописцем». «Живопись прекрасна тогда, когда она передаёт жизнь не такой, какая она есть, а какой она могла бы быть.
#10
Здесь так много от «горбатовского стиля» — и будничность по настроению пейзажного сюжета, и изображение на переднем плане разбитой дороги с лужами, комьями размокшей земли и подтаявшего снега. Пейзажный мотив расцвечен особенным для художественного языка автора колоритом, построенным на контрасте цветовых пятен, на иллюзии ощущения влажного воздуха пасмурного весеннего предвечерья.
#11
Известно, что большая коллекция работ Горбатова по воле художника была возвращена на родину: «Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным».
#14
В наши дни известного художника первой трети XX в. К.И. Горбатова принято считать ярким пейзажистом-импрессионистом романтиком, хотя Горбатов не входил в состав объединения «Союза русских художников» и не был экспонентом ни одной из их выставок. В своих записках он подчеркнуто называет себя передвижником, не ассоциируясь с течением «русского импрессионизма».
#15
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Улица провинциального города
Время создания
1920
Размер
83x140 см
Техника
холст, масло
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться