Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Современное искусство. XX век»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Жаворонки

Время создания
1958–1959
Размер
90,5x192 см
Техника
холст, масло
4
Открыть в приложении
#1
Жизнь известного татарского живописца, народного художника России Лотфуллы Абдульменовича Фаттахова складывалась непросто, но каждый раз он находил внутренние силы и противостоял непреодолимым, казалось бы, ударам судьбы. Будущий художник родился в семье крестьянина-середняка в селе Анда Нижегородской губернии. Его отец погиб в годы гражданской войны, вскоре умерла и мать. Осиротевшего Лотфуллу и его братьев подкармливали односельчане. Одаренный от природы мальчик постоянно рисовал, писал стихи и рассказы. Однажды его произведения и рисунки были опубликованы в детской газете, выходившей в Казани. Вдохновленный успехом, тринадцатилетний подросток пешком отправился в Казань, где поступил учиться в школу. Сироту приняли в семье Хариса Якупова, дружба с которым связывала его на протяжении всей жизни. Вместе в 1935 г. они поступили в Казанское художественное училище, с последнего курса добровольцами записались в Красную Армию во время советско-финской компании.
#2
В начале войны с немецкими оккупантами в боях под Брестом он попал в плен. Бежав из лагеря, Фаттахов оказался в рядах французского Сопротивления, а после победы еще год служил в Венгрии. Все долгие военные годы он постоянно делал наброски, писал портреты однополчан. Вернувшись в Казань, вместе с Якуповым закончил училище и целиком погрузился в художественное творчество. По воспоминаниям детей, Лотфулла Абдульменович не любил говорить о войне, не мог смотреть военные фильмы. Все созданные им картины были посвящены мирной жизни, созидательному труду, были пронизаны любовью к родной земле. Постоянно живя в Казани, художник часто выезжал в родное село Анда на этюды.
#3
Полотно «Жаворонки» посвящено времени безмятежного детства и его единению с природой. Художнику удалось соединить пейзажный мотив и сиюминутное состояние и настроение изображенных персонажей. Положение детских фигур естественно и спокойно. Они как будто остановились отдохнуть после долгой дороги или игры. В названии картины — ключ к разгадке их поведения. Дети напряженно всматриваются в небо, очевидно услышав громкие звуки. Но самих птиц не видно, поскольку пение этих маленьких птиц звучит звонко, если они взлетают очень высоко.
#4
Харис Якупов так характеризовал эту способность близкого друга: 
#12
Лотфулла умел разглядеть и найти художественный образ в самой жизни, в самом простом увидеть нужный ему сюжет или кадр. Его наблюдательность была поразительна.
#13
Один из учеников Фаттахова, народный художник Республики Татарстан В.Н. Скобеев, выделял его особое мастерство в динамическом построении композиции.
#5
Три детские фигуры в правой части холста изображены на вершине холма, за которым открываются пейзажные дали: поле с золотистыми злаками в низине, небольшие пригорки, контурно намеченные постройки на заднем плане. Низкая линия горизонта открывает панорамный вид местности, композиционное равновесие которой достигается изображением высоких, вертикально выстроенных облаков в левой части картины.
#6
Картину интересно рассматривать. Яркими белыми и голубыми огоньками на фоне травы выделяются цветы тысячелистника и цикория.
#10
Фаттахов Л.А. Фрагмент картины ««Жаворонки». 1958–1959 гг. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В мелочах одежды детей читаются приметы эпохи: пионерский галстук на одном мальчике, форма фуражки — на другом, длинное платье и большой белый платок, завязанный на затылке у девочки (так повязывали платки татарским девочкам). А главное, поражает не только мастерство живописного исполнения, но и ощущение большой любви автора к самому подсмотренному в жизни сюжету.
#14
Художник был всегда в поиске новых выразительных средств в живописи.
#9
Фаттахов Л.А. Юность беспокойная. 1959 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Созданная автором также в 1959 г. работа «Юность беспокойная» из собрания музея отличается не только более сдержанным колоритом, но и новыми нюансами настроения и отношения автора к изображенному сюжету. Иная смысловая нагрузка, также зашифрованная в названии произведения, привносит в картину новое символическое звучание.
#11
читать дальшескрыть

Жаворонки

Время создания
1958–1959
Размер
90,5x192 см
Техника
холст, масло
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%