Жизнь известного татарского живописца, народного художника России Лотфуллы Абдульменовича Фаттахова складывалась непросто, но каждый раз он находил внутренние силы и противостоял непреодолимым, казалось бы, ударам судьбы. Будущий художник родился в семье крестьянина-середняка в селе Анда Нижегородской губернии. Его отец погиб в годы гражданской войны, вскоре умерла и мать. Осиротевшего Лотфуллу и его братьев подкармливали односельчане. Одаренный от природы мальчик постоянно рисовал, писал стихи и рассказы. Однажды его произведения и рисунки были опубликованы в детской газете, выходившей в Казани. Вдохновленный успехом, тринадцатилетний подросток пешком отправился в Казань, где поступил учиться в школу. Сироту приняли в семье Хариса Якупова, дружба с которым связывала его на протяжении всей жизни. Вместе в 1935 г. они поступили в Казанское художественное училище, с последнего курса добровольцами записались в Красную Армию во время советско-финской компании.
#1
#2
В начале войны с немецкими оккупантами в боях под Брестом он попал в плен. Бежав из лагеря, Фаттахов оказался в рядах французского Сопротивления, а после победы еще год служил в Венгрии. Все долгие военные годы он постоянно делал наброски, писал портреты однополчан. Вернувшись в Казань, вместе с Якуповым закончил училище и целиком погрузился в художественное творчество. По воспоминаниям детей, Лотфулла Абдульменович не любил говорить о войне, не мог смотреть военные фильмы. Все созданные им картины были посвящены мирной жизни, созидательному труду, были пронизаны любовью к родной земле. Постоянно живя в Казани, художник часто выезжал в родное село Анда на этюды.
#3
Полотно «Жаворонки» посвящено времени безмятежного детства и его единению с природой. Художнику удалось соединить пейзажный мотив и сиюминутное состояние и настроение изображенных персонажей. Положение детских фигур естественно и спокойно. Они как будто остановились отдохнуть после долгой дороги или игры. В названии картины — ключ к разгадке их поведения. Дети напряженно всматриваются в небо, очевидно услышав громкие звуки. Но самих птиц не видно, поскольку пение этих маленьких птиц звучит звонко, если они взлетают очень высоко.
#4
Харис Якупов так характеризовал эту способность близкого друга:
#12
Лотфулла умел разглядеть и найти художественный образ в самой жизни, в самом простом увидеть нужный ему сюжет или кадр. Его наблюдательность была поразительна.
#13
Один из учеников Фаттахова, народный художник Республики Татарстан В.Н. Скобеев, выделял его особое мастерство в динамическом построении композиции.
#5
Три детские фигуры в правой части холста изображены на вершине холма, за которым открываются пейзажные дали: поле с золотистыми злаками в низине, небольшие пригорки, контурно намеченные постройки на заднем плане. Низкая линия горизонта открывает панорамный вид местности, композиционное равновесие которой достигается изображением высоких, вертикально выстроенных облаков в левой части картины.
#6
Картину интересно рассматривать. Яркими белыми и голубыми огоньками на фоне травы выделяются цветы тысячелистника и цикория.
#10
Фаттахов Л.А. Фрагмент картины ««Жаворонки». 1958–1959 гг. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В мелочах одежды детей читаются приметы эпохи: пионерский галстук на одном мальчике, форма фуражки — на другом, длинное платье и большой белый платок, завязанный на затылке у девочки (так повязывали платки татарским девочкам). А главное, поражает не только мастерство живописного исполнения, но и ощущение большой любви автора к самому подсмотренному в жизни сюжету.
#14
Художник был всегда в поиске новых выразительных средств в живописи.
#9
Фаттахов Л.А. Юность беспокойная. 1959 г. Собрание Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Созданная автором также в 1959 г. работа «Юность беспокойная» из собрания музея отличается не только более сдержанным колоритом, но и новыми нюансами настроения и отношения автора к изображенному сюжету. Иная смысловая нагрузка, также зашифрованная в названии произведения, привносит в картину новое символическое звучание.
#11
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Жаворонки
Время создания
1958–1959
Размер
90,5x192 см
Техника
холст, масло
Выставка
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться