Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура коренных народов Хабаровского края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Ульчский сэвэн

Время создания
вторая половина ХХ века
Место создания
СССР, Хабаровский край
Размер
19,7x20,9x0,8 см
Техника
металл, ткань; ковка, литье, гравировка
2
Открыть в приложении
#2

Каждый шаман в своем арсенале имел собственных сэвэнов — духов-помощников, которых воплощали в скульптурной или иной форме. Данный сэвэн принадлежал знаменитому ульчскому шаману Александру Коткину, а после его смерти перешел к шаманке Екатерине Гавриловне Оберталиной (1914–2005) из села Дуди Ульчского района Хабаровского края.

В сэвэн «включили» несколько духов-помощников: летящего дракона-мудули, духа эдехэ, второго дракона в виде змеи, а также сэвэны бучу и маси — их расположили внизу. Последние у ульчских шаманов были главными помощниками, они входили в особую группу духов аями, которые отгоняли злых духов и помогали вернуть к больному его спасенную душу.

Чаще всего шаман вызывал дух маси и объяснял это тем, что он «активнее» — быстро «летает», а бучу больше «караулит шамана дома». По мнению шаманов, маси был менее строптив и приносил много пользы людям.

Шаман Александр Коткин своих духов маси и бучу называл «небесными». Он говорил, что получил их от своего небесного отца-покровителя. Драконы Александра — разные. Главным был тот, который обладал возможностью летать, дракон поменьше, в виде змеи, ходил по земле.

Сэвэн эдехэ сопровождал человека до конца его жизни. Основные роли духов-помощников во время камлания: отыскивать путь, по которому злые духи тащат душу больного; бороться с ними, освобождать душу; доставлять ее больному, не причиняя ей вреда; охранять самого шамана в пути.

Духи дрались с чертями кто чем мог — зубами, когтями, а некоторые — оружием. Но и сам шаман не был пассивен. У Коткина была огромная железная сеть, которую он раскидывал и ловил ею черта. «Фактически, — говорил он, — это делал сам небесный хозяин, покровитель», именно он помогал в камлании, по мнению шамана.

Представленный в экспозиции предмет изготовили для лечения боли в груди у его первого владельца. Изображенные духи помогли вылечить больного и стали служить шаману в дальнейшем, «убивая злых духов». Металл, из которого выполнили сэвэн, свидетельствует о его особой силе. Этот экспонат вместе с костюмом и другими шаманскими атрибутами Екатерины Гавриловны Оберталиной после ее смерти удалось приобрести во время этнографической экспедиции Гродековского музея.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Ульчский сэвэн

Время создания
вторая половина ХХ века
Место создания
СССР, Хабаровский край
Размер
19,7x20,9x0,8 см
Техника
металл, ткань; ковка, литье, гравировка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%