Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство Мордовии: духовное и национальное»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Украшение среднецнинской мордвы. Правая часть

Время создания
2003
Размер
90x70 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#2
В конце 1980-х годов в отечественном искусстве, особенно в среде финно-угорских народов, стало формироваться новое художественное направление — этнофутуризм. Представители этого течения использовали образную символику и опирались на религиозно-мифологические сюжеты. Художники осваивали новые формы для того, чтобы рассказать о традициях и истоках этнической культуры. При этом художники могли использовать в своих работах современные смешанные техники и нехудожественные материалы, например, ткань, воск.

Этнофутуристы стремились запечатлеть в авангардных формах богатство национального достояния, донести традиционные ценности до новых поколений. К ведущим представителям направления следует отнести и художника Людмилу Колчанову-Нарбекову, которая возглавляет творческое объединение этнофутуристов «Артома» и Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи в Саранске.

В коллекции музея представлен триптих Людмилы Николаевны — «Украшения среднецнинской мордвы». Фактура письма и декоративное цветовое решение в традиционных для мордвы тонах связывают три полотна в единое целое. Таким образом, создается полный рассказ о культуре мордвы.

В левой части триптиха изображена привеска со стилизованными лошадиными головами, в центральной части — гривна и круглая брошь-застежка «сюлгам», в правой — привеска с птичьими лапками. Последний символ отсылает к космогоническому мифу о великой птице и появлении мордовской земли.

По верованиям мордвы, мир возник из яйца великой птицы Иненармунь. Из желтка образовалась земля, из белка — вода, а скорлупа дала начало небесной тверди. По другой версии мифа, из яиц Иненармунь появились добрые духи, защищавшие людей от враждебных злых сил.

Как и другие зооморфные элементы украшений, лапчатые подвески считались оберегами от действия злых духов. Данные археологии свидетельствуют о распространении культа животных: шумящие подвески, дополнительные привески на кольцах и ожерельях, а также пряжки с изображениями животных должны были давать женщине невидимую защиту.

Творчески переосмысливая древние орнаменты, символы и знаки, Людмила Колчанова-Нарбекова создает множество работ в стиле этнофутуризма, например, картины «Зимняя птица Иненармунь» в 2006 году и «Золотой сюлгам» в 2007-м. Мастер активно участвует в продвижении этнофутуристического направления в отечественной культуре XXI века.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Украшение среднецнинской мордвы. Правая часть

Время создания
2003
Размер
90x70 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%