В конце 1980-х годов в отечественном искусстве, особенно в среде финно-угорских народов, стало формироваться новое художественное направление — этнофутуризм. Представители этого течения использовали образную символику и опирались на религиозно-мифологические сюжеты. Художники осваивали новые формы для того, чтобы рассказать о традициях и истоках этнической культуры. При этом художники могли использовать в своих работах современные смешанные техники и нехудожественные материалы, например, ткань, воск.
Этнофутуристы стремились запечатлеть в авангардных формах богатство национального достояния, донести традиционные ценности до новых поколений. К ведущим представителям направления следует отнести и художника Людмилу Колчанову-Нарбекову, которая возглавляет творческое объединение этнофутуристов «Артома» и Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи в Саранске.
В коллекции музея представлен триптих Людмилы Николаевны — «Украшения среднецнинской мордвы». Фактура письма и декоративное цветовое решение в традиционных для мордвы тонах связывают три полотна в единое целое. Таким образом, создается полный рассказ о культуре мордвы.
В левой части триптиха изображена привеска со стилизованными лошадиными головами, в центральной части — гривна и круглая брошь-застежка «сюлгам», в правой — привеска с птичьими лапками. Последний символ отсылает к космогоническому мифу о великой птице и появлении мордовской земли.
По верованиям мордвы, мир возник из яйца великой птицы Иненармунь. Из желтка образовалась земля, из белка — вода, а скорлупа дала начало небесной тверди. По другой версии мифа, из яиц Иненармунь появились добрые духи, защищавшие людей от враждебных злых сил.
Как и другие зооморфные элементы украшений, лапчатые подвески считались оберегами от действия злых духов. Данные археологии свидетельствуют о распространении культа животных: шумящие подвески, дополнительные привески на кольцах и ожерельях, а также пряжки с изображениями животных должны были давать женщине невидимую защиту.
Творчески переосмысливая древние орнаменты, символы и знаки, Людмила Колчанова-Нарбекова создает множество работ в стиле этнофутуризма, например, картины «Зимняя птица Иненармунь» в 2006 году и «Золотой сюлгам» в 2007-м. Мастер активно участвует в продвижении этнофутуристического направления в отечественной культуре XXI века.
Этнофутуристы стремились запечатлеть в авангардных формах богатство национального достояния, донести традиционные ценности до новых поколений. К ведущим представителям направления следует отнести и художника Людмилу Колчанову-Нарбекову, которая возглавляет творческое объединение этнофутуристов «Артома» и Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи в Саранске.
В коллекции музея представлен триптих Людмилы Николаевны — «Украшения среднецнинской мордвы». Фактура письма и декоративное цветовое решение в традиционных для мордвы тонах связывают три полотна в единое целое. Таким образом, создается полный рассказ о культуре мордвы.
В левой части триптиха изображена привеска со стилизованными лошадиными головами, в центральной части — гривна и круглая брошь-застежка «сюлгам», в правой — привеска с птичьими лапками. Последний символ отсылает к космогоническому мифу о великой птице и появлении мордовской земли.
По верованиям мордвы, мир возник из яйца великой птицы Иненармунь. Из желтка образовалась земля, из белка — вода, а скорлупа дала начало небесной тверди. По другой версии мифа, из яиц Иненармунь появились добрые духи, защищавшие людей от враждебных злых сил.
Как и другие зооморфные элементы украшений, лапчатые подвески считались оберегами от действия злых духов. Данные археологии свидетельствуют о распространении культа животных: шумящие подвески, дополнительные привески на кольцах и ожерельях, а также пряжки с изображениями животных должны были давать женщине невидимую защиту.
Творчески переосмысливая древние орнаменты, символы и знаки, Людмила Колчанова-Нарбекова создает множество работ в стиле этнофутуризма, например, картины «Зимняя птица Иненармунь» в 2006 году и «Золотой сюлгам» в 2007-м. Мастер активно участвует в продвижении этнофутуристического направления в отечественной культуре XXI века.