В конце ХХ века в среде финно-угорских народов на стыке этнических традиций и модернизма активно развивалось самобытное художественное направление — этнофутуризм. В своих работах мордовские художники-этнофутуристы сочетали архаику и авангард, воспроизводили древние национальные традиции с помощью современных стилизованных форм. К ярким представителям этого течения можно отнести Людмилу Николаевну Колчанову-Нарбекову. Ее творчество отличается самобытностью, богатством смыслов, условностью образного языка и при этом верностью духу традиций.
Людмила Николаевна Колчанова-Нарбекова родилась в 1964 году. После окончания училища в Саранске она продолжила художественное образование в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной в Ленинграде. Мастер провела около 20 персональных выставок в России и за рубежом: в Саранске и Москве, Магдебурге и Хельсинки, Вене, Будапеште и Любляне.
Вдохновением для Людмилы Колчановой-Нарбековой служила культура мордовского народа. При создании образа в декоративной манере автор опиралась на этническую архаику и при этом исследовала нравственные вопросы верности истокам и традициям.
В триптихе «Украшения среднецнинской мордвы» отражены верования цнинской мордвы — западной по распространению этнической группы. На светлом фоне представлено стилизованное изображение в виде геометрических фигур животных. Голубая двуглавая подвеска справа декорирована золотистым орнаментом.
По верованиям мордвы, символы животных были призваны оберегать от злых духов и природных явлений, перед которыми человек был беззащитен. Кроме того, животные могли служить воплощением идеальных качеств. Так, лошадиные головы в привеске на полотне могли восприниматься как символ терпения, трудолюбия и благополучия, поскольку лошадь — кормилица семьи.
Художница в стилизованной форме воспроизвела узоры мордовской вышивки, которая построена на сочетании геометрических узоров и восходит к символам высших сил. Дизайнер-модельер по образованию, Людмила Колчанова-Нарбекова с ювелирной точностью воссоздала детали и подчеркнула фактуру предметов. Цветовая гамма — красный, коричневый, синий — отражает характерный для мордвы колорит.
Людмила Николаевна Колчанова-Нарбекова родилась в 1964 году. После окончания училища в Саранске она продолжила художественное образование в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной в Ленинграде. Мастер провела около 20 персональных выставок в России и за рубежом: в Саранске и Москве, Магдебурге и Хельсинки, Вене, Будапеште и Любляне.
Вдохновением для Людмилы Колчановой-Нарбековой служила культура мордовского народа. При создании образа в декоративной манере автор опиралась на этническую архаику и при этом исследовала нравственные вопросы верности истокам и традициям.
В триптихе «Украшения среднецнинской мордвы» отражены верования цнинской мордвы — западной по распространению этнической группы. На светлом фоне представлено стилизованное изображение в виде геометрических фигур животных. Голубая двуглавая подвеска справа декорирована золотистым орнаментом.
По верованиям мордвы, символы животных были призваны оберегать от злых духов и природных явлений, перед которыми человек был беззащитен. Кроме того, животные могли служить воплощением идеальных качеств. Так, лошадиные головы в привеске на полотне могли восприниматься как символ терпения, трудолюбия и благополучия, поскольку лошадь — кормилица семьи.
Художница в стилизованной форме воспроизвела узоры мордовской вышивки, которая построена на сочетании геометрических узоров и восходит к символам высших сил. Дизайнер-модельер по образованию, Людмила Колчанова-Нарбекова с ювелирной точностью воссоздала детали и подчеркнула фактуру предметов. Цветовая гамма — красный, коричневый, синий — отражает характерный для мордвы колорит.