Дизайнерская живопись Людмилы Колчановой-Нарбековой по-новому раскрывает тему культуры и традиций мордовских народов. Модельер и живописец, график и педагог, Людмила Николаевна с 2017 года возглавляет Союз художников Республики Мордовия и преподает на кафедре дизайна и рекламы Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. Преподавательская работа в области живописного и декоративно-прикладного искусства позволила художнику глубоко проникнуться истоками этнического самосознания и воплотить их в современных декоративных формах.
В работе, которая является центральной частью триптиха «Украшения среднецнинской мордвы», Людмила Колчанова-Нарбекова обращается к культуре отдельной группы мордовского народа. Свое название эта группа получила по месту традиционного проживания — среднему течению реки Цны, на территории современной Тамбовской области.
В центральной части триптиха — изображение шейного украшения (серповидной гривны) с прямоугольными подвесками. В центре на более светлом фоне расположена золотисто-голубая застежка «сюлгам» — ее использовали, чтобы скреплять ворот рубахи.
С обеих сторон спускается наплечное украшение с бахромой. На нем виден орнамент из ритмично повторяющихся полос и схематичных человеческих фигурок. Такой вид декора, в котором используются изображения женских или мужских стилизованных фигур, называют антропоморфным. Появление этого орнамента связывают с древними ритуалами.
Картина объединяет все работы триптиха и подчеркивает, насколько целостной была система традиционных представлений мордвы. В этом произведении Людмила Колчанова-Нарбекова изображает шейные ювелирные украшения, которые известны современному поколению по археологическим находкам V–XIV веков.
В верованиях мордвы ювелирные украшения имели не только эстетическое, но и ритуальное значение: оберегали от злых духов. Неслучайно на украшениях могут встречаться насечки в виде простых геометрических узоров, которые отсылают к символам высших сил. Символичны и цвета картины: синий — цвет воды и богини Ведявы и коричневый — цвет земли и богини Норовавы.
В работе, которая является центральной частью триптиха «Украшения среднецнинской мордвы», Людмила Колчанова-Нарбекова обращается к культуре отдельной группы мордовского народа. Свое название эта группа получила по месту традиционного проживания — среднему течению реки Цны, на территории современной Тамбовской области.
В центральной части триптиха — изображение шейного украшения (серповидной гривны) с прямоугольными подвесками. В центре на более светлом фоне расположена золотисто-голубая застежка «сюлгам» — ее использовали, чтобы скреплять ворот рубахи.
С обеих сторон спускается наплечное украшение с бахромой. На нем виден орнамент из ритмично повторяющихся полос и схематичных человеческих фигурок. Такой вид декора, в котором используются изображения женских или мужских стилизованных фигур, называют антропоморфным. Появление этого орнамента связывают с древними ритуалами.
Картина объединяет все работы триптиха и подчеркивает, насколько целостной была система традиционных представлений мордвы. В этом произведении Людмила Колчанова-Нарбекова изображает шейные ювелирные украшения, которые известны современному поколению по археологическим находкам V–XIV веков.
В верованиях мордвы ювелирные украшения имели не только эстетическое, но и ритуальное значение: оберегали от злых духов. Неслучайно на украшениях могут встречаться насечки в виде простых геометрических узоров, которые отсылают к символам высших сил. Символичны и цвета картины: синий — цвет воды и богини Ведявы и коричневый — цвет земли и богини Норовавы.