Ухват (вилы, рогач) представляет собой металлическую дужку на длинной деревянной рукояти, предназначенную для передвигания горшков и чугунков в печи. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Поэтому обычно в хозяйстве имелось несколько разных по размеру ухватов. Как и другая печная утварь, ухваты хранились в подпечном пространстве и находились в ведении хозяйки.
Изготовлением рогачей занимались кузнецы. Клиновидную пластину надо было рассечь в длину приблизительно на две трети, а затем цельную часть расковать и завернуть в форме втулки для насаживания на рукоять. Две полосы из рассеченной части сгибали в незамкнутое кольцо-дужку, а кончики разводили в стороны, чтобы уберечь горшки от царапин.
Символика ухвата во многом определялась его связью с печью. В родинном обряде роженица для облегчения родов переступала через ухват, использование которого было основано на уподоблении женской утробы и печи. Связь ухвата с домашним очагом и его рогатость определили обережные функции предмета: для защиты роженицы от нечистой силы ставили ухват рогами к печи, при выходе из избы роженица брала этот ухват в качестве посоха. В погребальном ритуале ухват помещали на то место, где лежал до выноса покойник, с целью защитить дом от смерти; от колдунов ухват опрокидывали и прислоняли к печи.
«Хватательная» функция ухвата приобрела в обрядах символическое значение: во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте, дотрагивалась связанными ухватами до печи с целью добиться положительного ответа, при снимании покрывала с головы невесты наряду с другими предметами использовался и ухват, чтобы она стала «своей» в новой семье; на Святки девушки объезжали верхом на ухвате дом приглянувшегося парня, чтобы «прихватить» его, то есть приворожить.
Прямая связь с печью и наличие рогов сближают ухват с потусторонним миром. Демонические признаки ухвата обыгрываются в загадке: «Без тела, без души, с одной ногой и двумя рогами». По поверьям, на рогачах летали ведьмы; на Святки ряженые изображали с помощью этого предмета быка или лошадь. После свадьбы гости, проводив молодых в баню, вымазывались сажей, вооружались ухватами и подобным инвентарем и с шумом катались по деревне, подражая шабашу и отгоняя нечисть. Рогачом загораживали печь, чтобы случайно не выпустить домового.
Изготовлением рогачей занимались кузнецы. Клиновидную пластину надо было рассечь в длину приблизительно на две трети, а затем цельную часть расковать и завернуть в форме втулки для насаживания на рукоять. Две полосы из рассеченной части сгибали в незамкнутое кольцо-дужку, а кончики разводили в стороны, чтобы уберечь горшки от царапин.
Символика ухвата во многом определялась его связью с печью. В родинном обряде роженица для облегчения родов переступала через ухват, использование которого было основано на уподоблении женской утробы и печи. Связь ухвата с домашним очагом и его рогатость определили обережные функции предмета: для защиты роженицы от нечистой силы ставили ухват рогами к печи, при выходе из избы роженица брала этот ухват в качестве посоха. В погребальном ритуале ухват помещали на то место, где лежал до выноса покойник, с целью защитить дом от смерти; от колдунов ухват опрокидывали и прислоняли к печи.
«Хватательная» функция ухвата приобрела в обрядах символическое значение: во время сватовства сваха, прежде чем спросить о невесте, дотрагивалась связанными ухватами до печи с целью добиться положительного ответа, при снимании покрывала с головы невесты наряду с другими предметами использовался и ухват, чтобы она стала «своей» в новой семье; на Святки девушки объезжали верхом на ухвате дом приглянувшегося парня, чтобы «прихватить» его, то есть приворожить.
Прямая связь с печью и наличие рогов сближают ухват с потусторонним миром. Демонические признаки ухвата обыгрываются в загадке: «Без тела, без души, с одной ногой и двумя рогами». По поверьям, на рогачах летали ведьмы; на Святки ряженые изображали с помощью этого предмета быка или лошадь. После свадьбы гости, проводив молодых в баню, вымазывались сажей, вооружались ухватами и подобным инвентарем и с шумом катались по деревне, подражая шабашу и отгоняя нечисть. Рогачом загораживали печь, чтобы случайно не выпустить домового.