Традиционный женский головной убор мог рассказать о возрасте и семейном статусе владелицы, достатке в ее доме, а нередко и о принадлежности к той или иной губернии.
Кокошники, как и кички, носили только замужние женщины, и форма убора заметно разнилась в зависимости от местности. На территории центральных губерний — Владимирской, Нижегородской, Ярославской и Костромской — бытовал «круглый» (или дугообразный) кокошник. Иначе его называли «кокошка», «кокуй» и даже «кокошник-нимб»: по внешнему виду этот кокошник напоминал нимб на изображениях святых.
Конструкция этого массивного головного убора — плоская, с основой из дерева или картона, с округлым верхом и нижними краями в виде острых или прямых углов. Лицевую сторону кокошника обтягивали шелком или бархатом и богато декорировали бусами, бисером и шитьем. Выем для головы часто дополняли поднизью в виде мягкой сетки из мелкого речного жемчуга, перламутра, бусин или бисера. Сетка ниспадала на лоб и прикрывала его иногда почти до бровей.
При ношении кокошника его твердая часть могла располагаться перпендикулярно макушке, полукругом вверх, или удерживаться в наклонном положении. В этом случае острые концы-откосы были направлены назад и напоминали рога, что и породило народные названия: «наклон» и «двурогий кокошник». На изображениях русских красавиц XVIII — первой половины XIX века чаще можно увидеть дугообразный кокошник в слегка наклонном положении, правда, рогов, как правило, не видно — они закрыты платком или покрывалом.
Двурогий кокошник носили главным образом молодые женщины по праздникам. Выходя на улицу, они всегда набрасывали поверх головного убора платок, расшитый золотными или серебряными нитями. Платки повязывали по-разному. Длинную прямоугольной формы фату накидывали на верхний гребень кокошника так, что остальное полотнище свободно ниспадало, закрывая собой практически всю фигуру. Стороны платка могли закалывать под подбородком, оставляя все четыре конца свободно свисать вниз.
Дугообразный кокошник получил широкое распространение в поселениях центральных русских губерний во второй половине XVIII века. Несомненно, такие богато украшенные кокошники считались предметом престижа крестьянской семьи, знаком ее материального благополучия и крепости. В первой половине XIX века он постепенно стал выходить из моды, сохраняя за собой роль свадебного атрибута.
Кокошники, как и кички, носили только замужние женщины, и форма убора заметно разнилась в зависимости от местности. На территории центральных губерний — Владимирской, Нижегородской, Ярославской и Костромской — бытовал «круглый» (или дугообразный) кокошник. Иначе его называли «кокошка», «кокуй» и даже «кокошник-нимб»: по внешнему виду этот кокошник напоминал нимб на изображениях святых.
Конструкция этого массивного головного убора — плоская, с основой из дерева или картона, с округлым верхом и нижними краями в виде острых или прямых углов. Лицевую сторону кокошника обтягивали шелком или бархатом и богато декорировали бусами, бисером и шитьем. Выем для головы часто дополняли поднизью в виде мягкой сетки из мелкого речного жемчуга, перламутра, бусин или бисера. Сетка ниспадала на лоб и прикрывала его иногда почти до бровей.
При ношении кокошника его твердая часть могла располагаться перпендикулярно макушке, полукругом вверх, или удерживаться в наклонном положении. В этом случае острые концы-откосы были направлены назад и напоминали рога, что и породило народные названия: «наклон» и «двурогий кокошник». На изображениях русских красавиц XVIII — первой половины XIX века чаще можно увидеть дугообразный кокошник в слегка наклонном положении, правда, рогов, как правило, не видно — они закрыты платком или покрывалом.
Двурогий кокошник носили главным образом молодые женщины по праздникам. Выходя на улицу, они всегда набрасывали поверх головного убора платок, расшитый золотными или серебряными нитями. Платки повязывали по-разному. Длинную прямоугольной формы фату накидывали на верхний гребень кокошника так, что остальное полотнище свободно ниспадало, закрывая собой практически всю фигуру. Стороны платка могли закалывать под подбородком, оставляя все четыре конца свободно свисать вниз.
Дугообразный кокошник получил широкое распространение в поселениях центральных русских губерний во второй половине XVIII века. Несомненно, такие богато украшенные кокошники считались предметом престижа крестьянской семьи, знаком ее материального благополучия и крепости. В первой половине XIX века он постепенно стал выходить из моды, сохраняя за собой роль свадебного атрибута.