Блюдо представляет собой деревянную или металлическую утварь круглой или овальной формы на невысоком поддоне для подачи на стол кушаний. В крестьянском быту были распространены главным образом деревянные блюда, которые изготавливали путем долбления, вырезания и вытачивания. Такую тарелку могли «укомплектовать» круглой солонкой, выточенной в центре. Праздничную посуду дополнительно украшали росписью.
Прежде всего блюда использовались при сервировке стола для подачи кушаний. Но основное предназначение определило символику блюда и его использование также в различных обрядах. Чаще всего оно выступало вместилищем хорошей доли, здоровья, даже будущего.
В родинном обряде блюдо служило для «размывания рук»: роженица опускала в тару с водой серебряные монеты, а повитуха омывала ей этой водой грудь, лицо и руки. Подарки для повитухи также клали в блюдо из-под каши.
В свадебном обряде на блюдо собирали ленты из косы невесты — «девью красу»; на нем же подносили подарки родителям жениха. С блюдом девушки обходили гостей, исполняя каждому величания и собирая плату: мужчины одаривались серебром, женщины — обычно медью. После пира блюдечко вместе с другой утварью зашивали в скатерть; после бани молодожены расшивали этот подарок.
В Новый год блюдо с жареным поросенком — символом изобилия — хозяин трижды поднимал к иконам. Домочадцы в это время пели молитвы святому Василию о приплоде скота.
С блюдом связана разновидность крещенских гаданий — подблюдное. Гадающие девушки наполняли глубокое блюдо водой, опускали туда кольца, серьги и другие личные вещи, закрывали платком. Под пение одна из девушек вынимала из блюда украшение. Спетая при этом песня рассказывала о судьбе владелицы вынутого украшения. Гадали также по замерзшим пузырькам в блюде с водой о количестве будущих детей.
Во всех гаданиях блюдо воспринималось как граница между нашим и потусторонним мирами; воду для гаданий носили из проруби или колодца, также символически связанных с миром духов.
Прежде всего блюда использовались при сервировке стола для подачи кушаний. Но основное предназначение определило символику блюда и его использование также в различных обрядах. Чаще всего оно выступало вместилищем хорошей доли, здоровья, даже будущего.
В родинном обряде блюдо служило для «размывания рук»: роженица опускала в тару с водой серебряные монеты, а повитуха омывала ей этой водой грудь, лицо и руки. Подарки для повитухи также клали в блюдо из-под каши.
В свадебном обряде на блюдо собирали ленты из косы невесты — «девью красу»; на нем же подносили подарки родителям жениха. С блюдом девушки обходили гостей, исполняя каждому величания и собирая плату: мужчины одаривались серебром, женщины — обычно медью. После пира блюдечко вместе с другой утварью зашивали в скатерть; после бани молодожены расшивали этот подарок.
В Новый год блюдо с жареным поросенком — символом изобилия — хозяин трижды поднимал к иконам. Домочадцы в это время пели молитвы святому Василию о приплоде скота.
С блюдом связана разновидность крещенских гаданий — подблюдное. Гадающие девушки наполняли глубокое блюдо водой, опускали туда кольца, серьги и другие личные вещи, закрывали платком. Под пение одна из девушек вынимала из блюда украшение. Спетая при этом песня рассказывала о судьбе владелицы вынутого украшения. Гадали также по замерзшим пузырькам в блюде с водой о количестве будущих детей.
Чтобы узнать характер суженого, ставили на пол блюдо с водой, рядом насыпали жито и просо и выпускали петуха: если он шел к воде, ожидали мужа-пьяницу, если к зерну — домовитого.
Во всех гаданиях блюдо воспринималось как граница между нашим и потусторонним мирами; воду для гаданий носили из проруби или колодца, также символически связанных с миром духов.