Тяжелый танк Т-10 разработали на Челябинском Кировском заводе № 178 под руководством Жозефа Яковлевича Котина. Его приняли на вооружение в 1953 году. Т-10 стал развитием линии танка ИС-3, от которого он позаимствовал форму корпуса с характерным «щучим носом» и башни.
Корпус танка собирался из катаных и штампованных бронеплит, самая мощная из них — передняя, толщиной 120 мм — располагалась под углом 57 градусов. Плиты соединялись между собой сваркой. Борта использовали составные — из наклонных и гнутых в нижней части бронеплит толщиной до 80 мм.
122-мм пушка Д-25Т была оснащена механизмом досылания, благодаря чему ее скорострельность составляла до четырех выстрелов в минуту. У танка ИС-3, который поступил на вооружение в 1945 году, этот показатель составлял на один выстрел меньше.
Вспомогательным оружием танка были два крупнокалиберных пулемета конструкции Дегтярева-Шпагина калибра 12,7 мм (ДШКТ). Один из них был спарен с орудием, второй, зенитный, располагался на башне. Эти пулеметы хорошо зарекомендовали себя по скорострельности, простоте обращения и бронепробиваемости.
После появления на Т-10М более мощных пулеметов Владимирова (КПВТ) во многих странах Восточной Европы именно ДШКТ остался основным танковым пулеметом. У первых Т-10 в наличии имелись только осколочно-фугасные и бронебойные снаряды общим числом всего 30 выстрелов в укладках в башне и на днище машины.
Для пулеметов Дегтярева-Шпагина в боевую машину укладывали 1000 патронов. Из них 600 для спаренного пулемета находились в коробках в танке, 150 — в специальных пеналах, они предназначались для зенитного орудия. Остальные хранились в обычных патронных цинках.
Применение 14,5-мм пулеметов КПВТ привело к сокращению боекомплекта до 744 патронов. Бронебойные снаряды и часть пулеметных патронов были трассирующими. Двигателем Т-10 стал самый современный и мощный для тех лет атмосферный дизель В-12-5. Он представлял собой развитие агрегата В-2.
Мотор был построен на основе 12-цилиндрового V-образного блока с жидкостным охлаждением. При рабочем объеме 38,8 л двигатель развивал мощность 700 л. с. Впоследствии мотор форсировали до 750 л. с., что отразилось в измененном индексе В-12-6.
Танк многократно модернизировался. Всего было выпущено около 8 тысяч единиц, однако на экспорт они не поставлялись. В боевых действиях эти танки не применялись. В 1993 году они были сняты с вооружения Российской армии.
Корпус танка собирался из катаных и штампованных бронеплит, самая мощная из них — передняя, толщиной 120 мм — располагалась под углом 57 градусов. Плиты соединялись между собой сваркой. Борта использовали составные — из наклонных и гнутых в нижней части бронеплит толщиной до 80 мм.
122-мм пушка Д-25Т была оснащена механизмом досылания, благодаря чему ее скорострельность составляла до четырех выстрелов в минуту. У танка ИС-3, который поступил на вооружение в 1945 году, этот показатель составлял на один выстрел меньше.
Вспомогательным оружием танка были два крупнокалиберных пулемета конструкции Дегтярева-Шпагина калибра 12,7 мм (ДШКТ). Один из них был спарен с орудием, второй, зенитный, располагался на башне. Эти пулеметы хорошо зарекомендовали себя по скорострельности, простоте обращения и бронепробиваемости.
После появления на Т-10М более мощных пулеметов Владимирова (КПВТ) во многих странах Восточной Европы именно ДШКТ остался основным танковым пулеметом. У первых Т-10 в наличии имелись только осколочно-фугасные и бронебойные снаряды общим числом всего 30 выстрелов в укладках в башне и на днище машины.
Для пулеметов Дегтярева-Шпагина в боевую машину укладывали 1000 патронов. Из них 600 для спаренного пулемета находились в коробках в танке, 150 — в специальных пеналах, они предназначались для зенитного орудия. Остальные хранились в обычных патронных цинках.
Применение 14,5-мм пулеметов КПВТ привело к сокращению боекомплекта до 744 патронов. Бронебойные снаряды и часть пулеметных патронов были трассирующими. Двигателем Т-10 стал самый современный и мощный для тех лет атмосферный дизель В-12-5. Он представлял собой развитие агрегата В-2.
Мотор был построен на основе 12-цилиндрового V-образного блока с жидкостным охлаждением. При рабочем объеме 38,8 л двигатель развивал мощность 700 л. с. Впоследствии мотор форсировали до 750 л. с., что отразилось в измененном индексе В-12-6.
Танк многократно модернизировался. Всего было выпущено около 8 тысяч единиц, однако на экспорт они не поставлялись. В боевых действиях эти танки не применялись. В 1993 году они были сняты с вооружения Российской армии.