Тумар представляет собой небольшой футляр, в который вкладывался талисман. Амулет, который хранился в чехле, должен был защитить своего хозяина от болезней, сглаза, бесплодия и нечистой силы.
Цилиндрический тумар с прорезным орнаментом из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в 1996 году на территории городища «Красный Яр» в Астраханской области. Археологи определили, что он создан в XIII веке нашей эры. Сам амулетник выполнен из золота, петли — из серебра. На нем изображены две лани у цветка, который распускается столь пышно, что напоминает дерево. Тумар крепился к головному убору — боктагу.
Головной убор — «бокка», «боктаг» или «гугун» — отличал женщин, которые принадлежали к монгольской элите чингисидских государств. Боктаг изготавливали в виде круглой шапочки. Тканевая основа крепилась на каркасе из ветвей, бересты, бамбуковых планок или проволоки. От макушки поднимался цилиндр, который выше переходил в конус с плоской верхушкой. Весь убор был обтянут тканью, которая сзади покрывала затылок; а из-под нее на плечи спускался другой, более крупный фрагмент ткани. Боктаг богато украшали: вышивали жемчугом и драгоценными камнями, нашивали бляшки из благородных металлов и перья редких птиц.
Костюм, внешний облик кочевников дополнялись целым комплексом украшений: серьгами, шейно-нагрудными украшениями, например, бусами и ожерельями, а иногда — браслетами и перстнями. Дополнительно украшали одежду, головной убор, обувь. Для этого использовали бусы, амулеты, бляшки или бубенчики, поясные бляхи и пряжки, декоративные пуговицы. В качестве аксессуаров кочевники использовали сумки, футляры, зеркала и иные предметы.
Об облике кочевников оставил воспоминания Иоанн де Плано Карпини, итальянский францисканец, первый европеец, который посетил Монгольскую империю. В своей «Истории монголов» он писал: «Девушек и молодых женщин можно было с большим трудом отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины». Это касалось не только покроя одежды (кочевники часто носили одеяния, напоминающие халат), но и означало, что мужчины тоже часто украшали свои наряды элементами декора.
В 2005 году амулетник из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими ценными археологическими находками экспонировался на выставке «Золотая Орда: история и культура» в городе Казань (под научным руководством Государственного Эрмитажа).
Цилиндрический тумар с прорезным орнаментом из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в 1996 году на территории городища «Красный Яр» в Астраханской области. Археологи определили, что он создан в XIII веке нашей эры. Сам амулетник выполнен из золота, петли — из серебра. На нем изображены две лани у цветка, который распускается столь пышно, что напоминает дерево. Тумар крепился к головному убору — боктагу.
Головной убор — «бокка», «боктаг» или «гугун» — отличал женщин, которые принадлежали к монгольской элите чингисидских государств. Боктаг изготавливали в виде круглой шапочки. Тканевая основа крепилась на каркасе из ветвей, бересты, бамбуковых планок или проволоки. От макушки поднимался цилиндр, который выше переходил в конус с плоской верхушкой. Весь убор был обтянут тканью, которая сзади покрывала затылок; а из-под нее на плечи спускался другой, более крупный фрагмент ткани. Боктаг богато украшали: вышивали жемчугом и драгоценными камнями, нашивали бляшки из благородных металлов и перья редких птиц.
Костюм, внешний облик кочевников дополнялись целым комплексом украшений: серьгами, шейно-нагрудными украшениями, например, бусами и ожерельями, а иногда — браслетами и перстнями. Дополнительно украшали одежду, головной убор, обувь. Для этого использовали бусы, амулеты, бляшки или бубенчики, поясные бляхи и пряжки, декоративные пуговицы. В качестве аксессуаров кочевники использовали сумки, футляры, зеркала и иные предметы.
Об облике кочевников оставил воспоминания Иоанн де Плано Карпини, итальянский францисканец, первый европеец, который посетил Монгольскую империю. В своей «Истории монголов» он писал: «Девушек и молодых женщин можно было с большим трудом отличить от мужчин, так как они одеваются во всем так, как мужчины». Это касалось не только покроя одежды (кочевники часто носили одеяния, напоминающие халат), но и означало, что мужчины тоже часто украшали свои наряды элементами декора.
В 2005 году амулетник из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими ценными археологическими находками экспонировался на выставке «Золотая Орда: история и культура» в городе Казань (под научным руководством Государственного Эрмитажа).