Фиалой называли невысокую жертвенную чашу без ручек. Их часто использовали в обрядах и ритуальных застольях, также в фиалах хранили благовония. Этот сосуд из коллекции Астраханского музея-заповедника был изготовлен примерно в I веке до нашей эры. Драгоценный предмет был обнаружен в погребении в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.
На внутренней поверхности чаши нанесен орнамент: под венчиком золоченая лента, под ней по периметру изображены четыре рыбы и четыре дельфина, которые плывут друг за другом. Ещё ниже по окружности нанесена лента из волновых барашков. Дно фиалы украшает цветок. Его длинные острые лепестки касаются волн, а в центре можно увидеть сердцевидные фигуры завязи. Цветок мог олицетворять собой мировой древо, которое, согласно мифам, связывало между собой три мира: подземный, земной и небесный. Этот символ присутствовал в эпосе многих древних народов.
Изображения рыб можно связать с иранским эпосом. В иранской мифологической картине мира гигантская благая рыба Кара обитала в мировой реке Рангхе — она омывала одну сторону мира и олицетворяла край света. Рыба охраняла мировое древо, которой росло посреди озера Ворукаша. Другая гигантская рыба плавала в океане преисподней и несла на себе быка как опору мира. У иранских народов рыба считалась чистым существом.
Все изображения гравированы, а также плакированы золотом — при такой технике на основу укладывали разогретые тонкие пластины драгоценного металла. Этот способ декора был характерен для мастерских эллинистического Востока, а в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья его унаследовали сасанидские мастера — жители древнего государства, которое находилось на территории современного Ирака и Ирана.
В 2005 году фиала из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими ритуальными предметами экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
На внутренней поверхности чаши нанесен орнамент: под венчиком золоченая лента, под ней по периметру изображены четыре рыбы и четыре дельфина, которые плывут друг за другом. Ещё ниже по окружности нанесена лента из волновых барашков. Дно фиалы украшает цветок. Его длинные острые лепестки касаются волн, а в центре можно увидеть сердцевидные фигуры завязи. Цветок мог олицетворять собой мировой древо, которое, согласно мифам, связывало между собой три мира: подземный, земной и небесный. Этот символ присутствовал в эпосе многих древних народов.
Изображения рыб можно связать с иранским эпосом. В иранской мифологической картине мира гигантская благая рыба Кара обитала в мировой реке Рангхе — она омывала одну сторону мира и олицетворяла край света. Рыба охраняла мировое древо, которой росло посреди озера Ворукаша. Другая гигантская рыба плавала в океане преисподней и несла на себе быка как опору мира. У иранских народов рыба считалась чистым существом.
Все изображения гравированы, а также плакированы золотом — при такой технике на основу укладывали разогретые тонкие пластины драгоценного металла. Этот способ декора был характерен для мастерских эллинистического Востока, а в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья его унаследовали сасанидские мастера — жители древнего государства, которое находилось на территории современного Ирака и Ирана.
В 2005 году фиала из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими ритуальными предметами экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.