Первые 100 мотоциклов специальной повышенной проходимости «Тула» были выставлены на продажу в конце 1984 года. Тульский машиностроительный завод выпускал их в период с 1984 по 1996 год. Изначально на нем производили стрелковое оружие, однако позже начали собирать также велосипеды и мототехнику.
«Тула» — первый советский внедорожный мотоцикл. Кроме того, на нем впервые был применен династартер — прибор для пуска двигателя в ход, который также вырабатывал электрический ток и питал все приборы электрооборудования. Генератор также мог принудительно запустить воздушное охлаждение двигателя.
Производилось две модели мотоцикла: «5.951» (1984–1990 гг.) и «5.952» (с июля 1990-го). В последней были ликвидированы многие конструктивные недостатки, на которые жаловались пользователи. Применение династартера предъявило высокие требования к пусковым качествам аккумуляторных батарей, а малогабаритного аккумулятора с требуемым стартерным током в СССР просто не существовало. Это вынуждало ставить на мотоциклы по два аккумулятора. На поздних экземплярах аккумулятор остался всего один, он был зафиксирован клином из твердого материала (пенопласт, дерево).
К недостаткам конструкции можно отнести широкий профиль шин, который создавал неустойчивость в дождливую погоду. Дизайн мотоцикла разрабатывался группой художников-конструкторов в ленинградском филиале ВНИИТЭ — Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики. Мотоцикл последней версии стал легче на 3 кг, максимальная скорость возросла с 85 до 90 км/ч, а мощность — с 12,5 до 13 л. с.
Заправлялся мотоцикл смесью бензина с маслом, но при необходимости допускалась работа и на бензине А-76. На 100 км он тратил 3,6 литра топлива. Объем бензобака составлял 12 литров, он стал цельным, на модели 5.951 их было два. В последней версии была применена новая вилка переднего колеса, внесено множество мелких изменений, которые повысили комфорт мотоцикла.
«Тула ТМЗ-5.952» была популярна среди сельских жителей, а также охотников, рыболовов. Известны случаи дальних поездок на этом мотоцикле. Объемы производства составляли 10–12 тысяч единиц в год.
«Тула» — первый советский внедорожный мотоцикл. Кроме того, на нем впервые был применен династартер — прибор для пуска двигателя в ход, который также вырабатывал электрический ток и питал все приборы электрооборудования. Генератор также мог принудительно запустить воздушное охлаждение двигателя.
Производилось две модели мотоцикла: «5.951» (1984–1990 гг.) и «5.952» (с июля 1990-го). В последней были ликвидированы многие конструктивные недостатки, на которые жаловались пользователи. Применение династартера предъявило высокие требования к пусковым качествам аккумуляторных батарей, а малогабаритного аккумулятора с требуемым стартерным током в СССР просто не существовало. Это вынуждало ставить на мотоциклы по два аккумулятора. На поздних экземплярах аккумулятор остался всего один, он был зафиксирован клином из твердого материала (пенопласт, дерево).
К недостаткам конструкции можно отнести широкий профиль шин, который создавал неустойчивость в дождливую погоду. Дизайн мотоцикла разрабатывался группой художников-конструкторов в ленинградском филиале ВНИИТЭ — Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики. Мотоцикл последней версии стал легче на 3 кг, максимальная скорость возросла с 85 до 90 км/ч, а мощность — с 12,5 до 13 л. с.
Заправлялся мотоцикл смесью бензина с маслом, но при необходимости допускалась работа и на бензине А-76. На 100 км он тратил 3,6 литра топлива. Объем бензобака составлял 12 литров, он стал цельным, на модели 5.951 их было два. В последней версии была применена новая вилка переднего колеса, внесено множество мелких изменений, которые повысили комфорт мотоцикла.
«Тула ТМЗ-5.952» была популярна среди сельских жителей, а также охотников, рыболовов. Известны случаи дальних поездок на этом мотоцикле. Объемы производства составляли 10–12 тысяч единиц в год.