Традиционный чувашский головной убор тухья был предметом гардероба незамужних девушек. Глубокая шапка полусферической формы, изготовленная на плотной основе и расшитая бисером, закрывает весь лоб вплоть до бровей и словно повторяет округлые очертания головы, выделяясь лишь высоким наконечником (шишаком). На тухью было принято навешивать самые дорогие монеты — серебряные рубли и полтинники. Бисерные подвески с мелкими монетами на концах, свисающие по бокам тухьи, помогали подчеркнуть форму лица. Снизу такую же роль выполняли округлые шейные украшения.
Чувашская тухья символизирует разные уровни мироздания, поэтому бисерные украшения на самом верху тухьи обычно содержат знаки солнца. Головной убор как бы делится на три части: нижний уровень монет, средний уровень бисерных украшений и самый высокий уровень шишака. Бисер использовался только теплых тонов — красного, желтого, белого. Верховые чуваши изготавливали тухьи без шишака, а для украшений также применяли бисер зеленого и голубого цветов. Последний символизирует небесную сферу.
Геометрический орнамент, выполненный бисерным плетением, имеет прямые аналоги в узорах традиционной чувашской вышивки — это ромбовидные фигуры, косые кресты с загнутыми концами. Наиболее выразительными были узоры на тухьях низовых чувашей: они плели орнаменты в виде изогнутой ленты шириной 4 см, а затем нашивали на шапочку. Мелкие виды орнамента также играли определенную роль в обогащении художественного образа украшений и головных уборов: в сочетании с ритмичными цветными полосками они применялись при украшении бордюров и окаймлении краев. Основными техническими приемами для декорирования являлись свободное подвешивание и нашивание.
В чувашской традиции все основные украшения изготовлялись в основном в домашних условиях. У сельских мастеров, которые специализировались на каком-либо отдельном ремесле, заказывали только по-настоящему сложные изделия. Для изготовления основы украшений также использовались только местные материалы. Вероятно, это связано с тем, что чувашские украшения и головные уборы закрепляли особый родовой и социальный статус своего хозяина или хозяйки. Например, в одеяниях зрелой женщины в качестве декора в основном использовались монеты, а в девичьих нарядах преобладало бисерное шитье и плетение.
Чувашская тухья символизирует разные уровни мироздания, поэтому бисерные украшения на самом верху тухьи обычно содержат знаки солнца. Головной убор как бы делится на три части: нижний уровень монет, средний уровень бисерных украшений и самый высокий уровень шишака. Бисер использовался только теплых тонов — красного, желтого, белого. Верховые чуваши изготавливали тухьи без шишака, а для украшений также применяли бисер зеленого и голубого цветов. Последний символизирует небесную сферу.
Геометрический орнамент, выполненный бисерным плетением, имеет прямые аналоги в узорах традиционной чувашской вышивки — это ромбовидные фигуры, косые кресты с загнутыми концами. Наиболее выразительными были узоры на тухьях низовых чувашей: они плели орнаменты в виде изогнутой ленты шириной 4 см, а затем нашивали на шапочку. Мелкие виды орнамента также играли определенную роль в обогащении художественного образа украшений и головных уборов: в сочетании с ритмичными цветными полосками они применялись при украшении бордюров и окаймлении краев. Основными техническими приемами для декорирования являлись свободное подвешивание и нашивание.
В чувашской традиции все основные украшения изготовлялись в основном в домашних условиях. У сельских мастеров, которые специализировались на каком-либо отдельном ремесле, заказывали только по-настоящему сложные изделия. Для изготовления основы украшений также использовались только местные материалы. Вероятно, это связано с тем, что чувашские украшения и головные уборы закрепляли особый родовой и социальный статус своего хозяина или хозяйки. Например, в одеяниях зрелой женщины в качестве декора в основном использовались монеты, а в девичьих нарядах преобладало бисерное шитье и плетение.