Кошель — также кушел или кушил — это дорожная наплечная сумка прямоугольной формы с крышкой. Обычно его плели из лыка или полос бересты в технике косого, изредка — прямого плетения. В музее представлен кошель, сплетенный из лыка в ХХ веке.
По периметру кошель иногда украшали плетеной рельефной полосой. Его крышка обычно удерживалась веревками, которые обматывали вокруг специальных деревянных щепочек, вставленных вдоль открытого верха кошеля. На его задней стенке часто крепились изготовленные различными способами ремни из бересты, кожи, холста, пеньковой веревки. Кошель применялся для ношения продуктов и вещей на работу, с теми же целями его брали в дорогу. Он был незаменим во время сенокосной страды, на рыбном и охотничьем промысле, в дальнем путешествии.
Работа с древесиной и древесными материалами была традиционным занятием русского мужика. В результате деревообработки получались предметы посуды, всевозможная домашняя утварь, орудия труда. Повсеместное применение находили кора, береста и лыко — внутренняя кора, луб, некоторых лиственных деревьев. Первые упоминания лыка в русских источниках относятся к XII–XIII векам. В частности, в летописи 1205 года лыко упоминается как один из предметов дани.
Согласно многочисленным историческим свидетельствам, лыко издавна применяли как прочный и недорогой материал для плетения. Чаще всего из него плели лапти. Этот вид обуви был популярен не только среди фермеров, но и среди горожан. До второй половины XIX века лапти оставались основной обувью в селах и деревнях черноземных губерний. В некоторых сельских регионах их носили вплоть до середины ХХ века.
Также из лыка плели циновки и веревки. Веревки из лыка повсеместно использовались в рыболовстве и охоте, а также в сельском хозяйстве. Эти канаты были достаточно устойчивыми к истиранию и воздействию воды. Также луб использовали для изготовления детских игрушек. Из него вязали кукол, им дополняли деревянные игрушки, например, делая гривы и хвосты коням или косы куклам. Некоторые изделия из луба популярны и по сей день. Например, из луба до сих пор делают мочалки, банные тапочки, простые головные уборы и некоторые другие аксессуары.
По периметру кошель иногда украшали плетеной рельефной полосой. Его крышка обычно удерживалась веревками, которые обматывали вокруг специальных деревянных щепочек, вставленных вдоль открытого верха кошеля. На его задней стенке часто крепились изготовленные различными способами ремни из бересты, кожи, холста, пеньковой веревки. Кошель применялся для ношения продуктов и вещей на работу, с теми же целями его брали в дорогу. Он был незаменим во время сенокосной страды, на рыбном и охотничьем промысле, в дальнем путешествии.
Работа с древесиной и древесными материалами была традиционным занятием русского мужика. В результате деревообработки получались предметы посуды, всевозможная домашняя утварь, орудия труда. Повсеместное применение находили кора, береста и лыко — внутренняя кора, луб, некоторых лиственных деревьев. Первые упоминания лыка в русских источниках относятся к XII–XIII векам. В частности, в летописи 1205 года лыко упоминается как один из предметов дани.
Согласно многочисленным историческим свидетельствам, лыко издавна применяли как прочный и недорогой материал для плетения. Чаще всего из него плели лапти. Этот вид обуви был популярен не только среди фермеров, но и среди горожан. До второй половины XIX века лапти оставались основной обувью в селах и деревнях черноземных губерний. В некоторых сельских регионах их носили вплоть до середины ХХ века.
Также из лыка плели циновки и веревки. Веревки из лыка повсеместно использовались в рыболовстве и охоте, а также в сельском хозяйстве. Эти канаты были достаточно устойчивыми к истиранию и воздействию воды. Также луб использовали для изготовления детских игрушек. Из него вязали кукол, им дополняли деревянные игрушки, например, делая гривы и хвосты коням или косы куклам. Некоторые изделия из луба популярны и по сей день. Например, из луба до сих пор делают мочалки, банные тапочки, простые головные уборы и некоторые другие аксессуары.