Наиболее распространенной у татар была кожаная, лыковая и валяная обувь. Материалом для изготовления ичигов и туфель служили прекрасной выделки мягкий сафьян, более жесткая юфть и изредка — козловая кожа, которые окрашивались почти во все цвета радуги. Кожаная обувь широко бытовала в городе, у зажиточной части сельчан и духовенства. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой же подошвой изготовлялись из юфти, хрома и сафьяна. В сельской местности практичной в использовании была лыковая обувь. Валяную — короткие и высокие валенки — татары носили в зимнее время.
Для повседневного применения татары использовали лапти и калоши, которые надевали на тканые чулки. А обувью на выход являлись праздничные модели ичигов, выполненные из разноцветной кожи. Женская татарская обувь для праздничных мероприятий чаще всего была узорчатой и выполнялась с соблюдением старинных традиций в технике мозаики на коже. В основе промысла как массового производства изделий татарской узорной обуви из кожи — сапог («читек», «ичиги») и туфель («башмак») — лежат традиции художественной обработки кожи в технике мозаики — кун, редко — тиснения. Обувь создается из узорных разноцветных кусочков кожи (сафьян, юфть), сшитых встык, с применением уникальной техники ручного шва, тачающего и одновременно украшающего изделие.
В городской зажиточной среде в ходу были и туфельки башмаковидной формы, кожаные и тканевые (бархат, плюш), на среднем каблучке рюмочкой, декорированные вышивкой, лентами и пайетками. Отличительной особенностью выходных татарских туфель является то, что головка и задник у них кроились отдельно и сходились лишь в середине борта, образуя специфическую выемку. У женщин бытовали узорчатые туфли, по типу ичигов, нередко с каблуком и остроконечным, слегка поднятым носком.
Среди экспонатов музея кожаные туфли голубого цвета, бытовавшие в семье тюменской горожанки. На носке туфель — национальный татарский орнамент из красной кожи, перекликается по цвету с тканевой подкладкой. Боковые стороны накладные, в виде треугольников возле взъема, каблуки подбиты набойкой.
Для повседневного применения татары использовали лапти и калоши, которые надевали на тканые чулки. А обувью на выход являлись праздничные модели ичигов, выполненные из разноцветной кожи. Женская татарская обувь для праздничных мероприятий чаще всего была узорчатой и выполнялась с соблюдением старинных традиций в технике мозаики на коже. В основе промысла как массового производства изделий татарской узорной обуви из кожи — сапог («читек», «ичиги») и туфель («башмак») — лежат традиции художественной обработки кожи в технике мозаики — кун, редко — тиснения. Обувь создается из узорных разноцветных кусочков кожи (сафьян, юфть), сшитых встык, с применением уникальной техники ручного шва, тачающего и одновременно украшающего изделие.
В городской зажиточной среде в ходу были и туфельки башмаковидной формы, кожаные и тканевые (бархат, плюш), на среднем каблучке рюмочкой, декорированные вышивкой, лентами и пайетками. Отличительной особенностью выходных татарских туфель является то, что головка и задник у них кроились отдельно и сходились лишь в середине борта, образуя специфическую выемку. У женщин бытовали узорчатые туфли, по типу ичигов, нередко с каблуком и остроконечным, слегка поднятым носком.
Среди экспонатов музея кожаные туфли голубого цвета, бытовавшие в семье тюменской горожанки. На носке туфель — национальный татарский орнамент из красной кожи, перекликается по цвету с тканевой подкладкой. Боковые стороны накладные, в виде треугольников возле взъема, каблуки подбиты набойкой.