Сарауц или сараус — традиционный головной убор сибирских татарок. Он напоминает диадему, его носили замужние женщины по праздникам. Этот довольно дорогой головной убор был распространен во второй половине XIX — начале XX века среди женщин из богатых семей.
Основой, каркасом сарауца служат две параллельные тонкие металлические ленты, которые придают головному убору вид диадемы. В зависимости от достатка семьи сарауцы выполнялись из бархатной, шелковой либо хлопчатобумажной ткани, а вышивались золотным шитьем, гладью шелковыми нитями, бисером, речным жемчугом или оловянными деталями. Синий цвет сарауца обозначал воздушность, свободу и чистоту неба, орнаменты золотого или желтого цветов символизировали мерцание звезд на небе. Сарауц из ткани красных оттенков был символом женственности.
С помощью цветовых сочетаний мастерицы передавали традиционные представления о гармонии и красоте, в которых находили отражения и духовно-нравственные устои народа. Так, например, считалось, что красивым и достойным для девушки было носить одежду светлых оттенков — розового, светло-зеленого, голубого. Розовый цвет платья для незамужней девушки являлся символом юности, доброты, дружелюбия, мечты и надежды. Темные насыщенные цвета ткани носили люди предпочтительно зрелого возраста. Праздничные платья пожилых женщин были бордового цвета, что символизировало уверенность и консерватизм.
В коллекции музея хранится головной убор, выполненный в технике золотного шитья. Экспонат музея имеет форму прямоугольника. Внешняя сторона сшита из зеленой ткани. Растительный узор состоит из листьев и цветов. По нижнему краю пришит круглый в сечении валик.
Сарауц передала в дар музею в 1996 году учительница математики ембаевской сельской школы Хамдия Валиевна Гаврилова 1950 года рождения. Головной убор принадлежал ее бабушке — Давлетовой Насибе Абайдулловне. Она родилась в 1884 году и жила в деревне Тоболтура Тобольского района. Сарауцу с вышивкой из настоящих золотых нитей более 100 лет — это ценнейший экспонат музея.
Основой, каркасом сарауца служат две параллельные тонкие металлические ленты, которые придают головному убору вид диадемы. В зависимости от достатка семьи сарауцы выполнялись из бархатной, шелковой либо хлопчатобумажной ткани, а вышивались золотным шитьем, гладью шелковыми нитями, бисером, речным жемчугом или оловянными деталями. Синий цвет сарауца обозначал воздушность, свободу и чистоту неба, орнаменты золотого или желтого цветов символизировали мерцание звезд на небе. Сарауц из ткани красных оттенков был символом женственности.
С помощью цветовых сочетаний мастерицы передавали традиционные представления о гармонии и красоте, в которых находили отражения и духовно-нравственные устои народа. Так, например, считалось, что красивым и достойным для девушки было носить одежду светлых оттенков — розового, светло-зеленого, голубого. Розовый цвет платья для незамужней девушки являлся символом юности, доброты, дружелюбия, мечты и надежды. Темные насыщенные цвета ткани носили люди предпочтительно зрелого возраста. Праздничные платья пожилых женщин были бордового цвета, что символизировало уверенность и консерватизм.
В коллекции музея хранится головной убор, выполненный в технике золотного шитья. Экспонат музея имеет форму прямоугольника. Внешняя сторона сшита из зеленой ткани. Растительный узор состоит из листьев и цветов. По нижнему краю пришит круглый в сечении валик.
Сарауц передала в дар музею в 1996 году учительница математики ембаевской сельской школы Хамдия Валиевна Гаврилова 1950 года рождения. Головной убор принадлежал ее бабушке — Давлетовой Насибе Абайдулловне. Она родилась в 1884 году и жила в деревне Тоболтура Тобольского района. Сарауцу с вышивкой из настоящих золотых нитей более 100 лет — это ценнейший экспонат музея.