Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XVIII — первой половины XX вв.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Абалацкая (Абалакская)

Время создания
вторая половина XIX века
Место создания
Российская империя, Сибирь
Размер
26,5x22,2x2,3 см
Техника
дерево, паволока, левкас, темпера; цировка по фону
0
Открыть в приложении
#2

Абалакский образ Богородицы — это один из изводов (вариантов) более древней иконы «Знамение» («Воплощение»).

Основа иконографии «Воплощение» — слова пророка Исаии о воплощении Спасителя: «Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

Самый ранний сохранившийся на русской земле образ «Знамение» написан не позднее XII века и находится в Софийском соборе Великого Новгорода. В «Знамении» Богородица предстает с молитвенно воздетыми руками. Абалацкое «Знамение» имеет некоторые отличия: на его полях изображены предстоящие святитель Николай Чудотворец и преподобная Мария Египетская.

Абалакский образ написал в 1637 году протодиакон Матфей Мартынов со слов некой вдовы Марии, которой было видение иконы Богородицы «Знамение» во сне. Вдова жила в селе Абалак (недалеко от Тобольска), отсюда и название. Вскоре после написания образ прославился чудесами и в списках разошелся по всей России, особенно широким было его почитание в Сибири. Икону поместили в специально выстроенный для нее Знаменский собор (годы постройки — 1683–1691), вокруг собора впоследствии разросся одноименный монастырь.

Один из списков чудотворной Абалакской иконы находится в Австралии. В 1919 году отступающая Белая армия увезла его из Абалака в Омск, и далее список иконы вместе с эмигрантами оказался за границей и ныне находится в Австралии, в Покровском храме Кабраматта, пригорода Сиднея, куда его передали потомки генерала М.К. Дитерихса.

Перед нами — один из многочисленных списков-копий Абалакской иконы. Фон и поля иконы сплошь украшены цировкой — то есть гравировкой и чеканкой по левкасу (грунту). Цированный фон покрыт оловянной краской, поверх которой нанесена олифа. Сочетание этих дешевых материалов придает иконе дорогой вид «под золото». Орнаменты на полях раскрашены разными цветами. Личное (то есть написание лика) и доличное (одеяния) письмо выполнено смешением древнерусской и живописной техник. Икона в свое время подверглась коммерческой реставрации, местами различаются позднейшие наслоения.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Абалацкая (Абалакская)

Время создания
вторая половина XIX века
Место создания
Российская империя, Сибирь
Размер
26,5x22,2x2,3 см
Техника
дерево, паволока, левкас, темпера; цировка по фону
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%