Иоанн Предтеча — самый великий из пророков Библии: неслучайно в сюжете Деисис («Моление») за весь человеческий род он предстоит перед Христом наравне с Богородицей. Ему было суждено предвозвестить о Христе, а потом Его крестить.
Чудесным было появление Иоанна на свет. Ангел известил его отца, праведного священника Захарию, о скором рождении сына:Святой Иоанн Предтеча
Он будет велик пред Господом… Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии…
Иоанн обвинил правителя Галилеи Ирода Антипу в нарушении Закона, когда тот, движимый страстью, развелся со своей супругой и взял в жены Иродиаду, жену сводного брата Филиппа. За это Ирод сперва приказал заточить Иоанна в темницу, после чего пророк по его приказу был убит.
Существуют разные варианты изображения Иоанна Предтечи. В представленном поясном образе Иоанн левой рукой держит чашу с Агнцем, на которого он указует перстом правой руки, и свиток с произнесенными им словами: «Се Агнец Божий, вземляй грехи всего мира» (Евангелие от Иоанна 1:29)и «покайтеся, приближибося Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея 3:2) .
Произведение выполнено в древнерусской манере. Средник с фоном из «твореного» золота (золотой краски) обрамлен близкими по тону светло-охряными полями. Красочное золото обильно использовано при написании нимба и одеяния.
Мастер проделал тонкую работу: множеством тонких золотых линий прописал волосы Иоанна и его нижнее одеяние — власяницу (грубую одежду монаха, отшельника, ведущего аскетическую жизнь). Золотом и темной охрой образованы «железные складки» накинутого на левое плечо гиматия.
Лик Иоанна написан, что называется, «темновидно» — темно-коричневой охрой с минимальным использованием белил. Возможно, иконописец таким способом намеренно создавал икону «под старину». А может быть, просто следовал пожеланию заказчика или использовал имеющийся под рукой старинный образец, олифное покрытие которого потемнело от времени. Этой «темновидностью» утяжеляется общее эмоциональное воздействие на зрителя.
Значительная часть иконы — нимб и картуши вокруг начертания имени пророка — покрыта цировкой (орнаментом), некоторые из ее элементов на нимбе ради имитации изумрудов и рубинов покрыты красной и зеленой краской.