В экспозиции Самарского художественного музея широко представлены разнообразные китайские изделия из фарфора. Привлекает внимание своей яркостью вазочка с изображением сюжета «Три друга холодной зимы» на лимонном фоне. «Три друга зимы» — это слива, бамбук и сосна, которые еще с древних времен у народов Китая, Кореи и Японии символизируют долголетие, стойкость и силу духа.
Китайский фарфор является одним из самых важных компонентов культуры и искусства Китая. История фарфора насчитывает более трех тысяч лет. Появился данный вид керамики, по мнению одних экспертов-ученых, во II тысячелетии до н. э., о чем свидетельствуют проведенные раскопки в долине желтой реки Хуанхэ в Китае. Другие же эксперты утверждают, что найденные фрагменты изделий являются прото-фарфором (в составе которого имеется лишь белая глина — каолин) и не могут свидетельствовать о точной дате происхождения этого материала. По их мнению, фарфор появился в начале VII века нашей эры, во время правления династии Тан.
В эпоху Цин (1644–1912) продолжалось производство всех ранее существовавших видов фарфора. Самым блестящим периодом в развитии фарфора эпохи Цин считается XVIII век. Центром изготовления фарфора с 1004 года стал город Цзиндэчжэнь, известный также под названием Динчжоу. Заводы Цзиндэчжэня выпускали высокохудожественную продукцию. Глазурь, которой покрывались изделия, отличалась разнообразием цветов. Около трех тысяч печей для обжига работало на территории города. Порядка миллиона человек трудились над тончайшими чашками, тарелками и вазами, пользоваться которыми имели право только императоры, члены императорской семьи и приближенные особы.
В конце XVII — начале XVIII века в Западную Европу стал экспортироваться высококачественный китайский фарфор. В этих изделиях европейцев привлекала утонченность форм и чистота поверхности. В зависимости от цвета преобладающей эмалевой краски или глазури европейцы стали подразделять фарфор на семейства: фарфор зеленого, розового и желтого семейств пользовался большим спросом.
Китайский фарфор является одним из самых важных компонентов культуры и искусства Китая. История фарфора насчитывает более трех тысяч лет. Появился данный вид керамики, по мнению одних экспертов-ученых, во II тысячелетии до н. э., о чем свидетельствуют проведенные раскопки в долине желтой реки Хуанхэ в Китае. Другие же эксперты утверждают, что найденные фрагменты изделий являются прото-фарфором (в составе которого имеется лишь белая глина — каолин) и не могут свидетельствовать о точной дате происхождения этого материала. По их мнению, фарфор появился в начале VII века нашей эры, во время правления династии Тан.
В эпоху Цин (1644–1912) продолжалось производство всех ранее существовавших видов фарфора. Самым блестящим периодом в развитии фарфора эпохи Цин считается XVIII век. Центром изготовления фарфора с 1004 года стал город Цзиндэчжэнь, известный также под названием Динчжоу. Заводы Цзиндэчжэня выпускали высокохудожественную продукцию. Глазурь, которой покрывались изделия, отличалась разнообразием цветов. Около трех тысяч печей для обжига работало на территории города. Порядка миллиона человек трудились над тончайшими чашками, тарелками и вазами, пользоваться которыми имели право только императоры, члены императорской семьи и приближенные особы.
В конце XVII — начале XVIII века в Западную Европу стал экспортироваться высококачественный китайский фарфор. В этих изделиях европейцев привлекала утонченность форм и чистота поверхности. В зависимости от цвета преобладающей эмалевой краски или глазури европейцы стали подразделять фарфор на семейства: фарфор зеленого, розового и желтого семейств пользовался большим спросом.