В собрании Самарского музея находится часть коллекции выдающегося востоковеда Алексея Матвеевича Позднеева, в которой представлены атрибуты буддийского культа, скульптуры ламаистских богов и Будды Шакьямуни.
Алексей Матвеевич Позднеев родился в 1851 году в Орле. Он окончил духовную семинарию и, увлекшись идеей миссионерской деятельности русских священников в странах Азии, поступил на факультет восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета. Еще в студенческие годы он увлекся китайской, маньчжурской и в особенности монгольской словесностью.
В 1876 году он окончил факультет восточных языков Петербургского университета и позднее защитил диссертацию на тему «Образцы народной литературы монгольских племен». В 1883 году он получил степень доктора за работу «Монгольская летопись „Эрдэнийн Эрихэ“». Также Позднеев получил большую золотую медаль от Русского географического общества за труд «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии».
Позднеев стал профессором Петербургского университета и предложил организовать Восточный институт во Владивостоке, где его назначили директором. Он изучал монгольские письменные памятники и в целом монгольские языки. Так, Алексей Позднеев внес весомый вклад в развитие буддологии, синологии и других востоковедных дисциплин. Позднеев совершил не одну поездку в Монголию и собрал большую коллекцию рукописных и печатных китайских, монгольских и маньчжурских сочинений, а также коллекцию бурханов (буддийских скульптур) и других предметов религиозного культа.
Из собрания Алексея Позднеева в экспозиции музея представлена бронзовая скульптура «Рождение Будды». Гаутама родился в царской семье из рода Шакья, поэтому его называют Шакьямуни. Более 20 лет его родители мечтали о ребенке. Однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошел в нее через правый бок, и она зачала. Когда приблизилось время родов, царица по обычаю своего народа поехала рожать в дом своих родителей. Согласно легенде мать Будды Махамайя родила его в дороге, в роще Лумбини. Родившись, царевич сделал семь шагов вперед. Там, где он ступал, расцвели лотосы — символы мудрости. Будущий Будда свободно ходил и говорил. Он провозгласил, что он пришел, чтобы освободить человечество от страданий.
Алексей Матвеевич Позднеев родился в 1851 году в Орле. Он окончил духовную семинарию и, увлекшись идеей миссионерской деятельности русских священников в странах Азии, поступил на факультет восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета. Еще в студенческие годы он увлекся китайской, маньчжурской и в особенности монгольской словесностью.
В 1876 году он окончил факультет восточных языков Петербургского университета и позднее защитил диссертацию на тему «Образцы народной литературы монгольских племен». В 1883 году он получил степень доктора за работу «Монгольская летопись „Эрдэнийн Эрихэ“». Также Позднеев получил большую золотую медаль от Русского географического общества за труд «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии».
Позднеев стал профессором Петербургского университета и предложил организовать Восточный институт во Владивостоке, где его назначили директором. Он изучал монгольские письменные памятники и в целом монгольские языки. Так, Алексей Позднеев внес весомый вклад в развитие буддологии, синологии и других востоковедных дисциплин. Позднеев совершил не одну поездку в Монголию и собрал большую коллекцию рукописных и печатных китайских, монгольских и маньчжурских сочинений, а также коллекцию бурханов (буддийских скульптур) и других предметов религиозного культа.
Из собрания Алексея Позднеева в экспозиции музея представлена бронзовая скульптура «Рождение Будды». Гаутама родился в царской семье из рода Шакья, поэтому его называют Шакьямуни. Более 20 лет его родители мечтали о ребенке. Однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошел в нее через правый бок, и она зачала. Когда приблизилось время родов, царица по обычаю своего народа поехала рожать в дом своих родителей. Согласно легенде мать Будды Махамайя родила его в дороге, в роще Лумбини. Родившись, царевич сделал семь шагов вперед. Там, где он ступал, расцвели лотосы — символы мудрости. Будущий Будда свободно ходил и говорил. Он провозгласил, что он пришел, чтобы освободить человечество от страданий.