В Самарском областном художественном музее представлена декоративная тарелка с традиционным видом горы Фудзи и пролетающих журавлей. Это яркий пример японской традиции художественной обработки металла. На черном матовом фоне ярко выделяются золотые изображения священной горы Фудзиямы, плывущей по воде лодки у ее подножия и журавлей на переднем плане.
Для создания тарелки были применены такие техники, как таушировка, чернение и золочение. Таушировка, или насечка, — это древний способ украшения драгоценными металлами стальных и бронзовых изделий — предметов быта, вооружения и боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, а позднее и огнестрельного оружия. При насечке на поверхности основного металла делают углубления, которые сформированы так, чтобы можно было вложить и вковать в них более мягкий металл. Художественный эффект насечки заключается в различии цвета основного и вкованного металла. Они образуют на готовом изделии единую поверхность, и создается впечатление, будто изображение из цветного металла нарисовано на основном металле. Сначала орнамент рисуют на бумаге в натуральную величину, после чего переносят на поверхность основного металла.
Именно таким образом были сделаны изображения журавлей на тарелке.
В культурах многих стран журавль является символом удачи, преданности, внимательности, и японская культура не исключение. Для японцев красноголовый журавль символизирует процветание и долголетие, счастье и любовь.
Главная идея японского пейзажа кроется в самом названии жанра: японское слово «сансуй» дословно переводится как «горы и воды». Это не точная передача внешнего вида какого-то уголка природы, но создание образа идеального космического порядка. Горы и воды — репрезентация противоположностей, составляющих движущую силу Вселенной. Мужское и женское начала, светлое и темное (все то, что складывается в пару инь и ян) — противоположности, бесконечно порождающие друг друга и присутствующие друг в друге; они формируют гармонию мироздания, отражение которой и есть главная задача художника.
Для создания тарелки были применены такие техники, как таушировка, чернение и золочение. Таушировка, или насечка, — это древний способ украшения драгоценными металлами стальных и бронзовых изделий — предметов быта, вооружения и боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, а позднее и огнестрельного оружия. При насечке на поверхности основного металла делают углубления, которые сформированы так, чтобы можно было вложить и вковать в них более мягкий металл. Художественный эффект насечки заключается в различии цвета основного и вкованного металла. Они образуют на готовом изделии единую поверхность, и создается впечатление, будто изображение из цветного металла нарисовано на основном металле. Сначала орнамент рисуют на бумаге в натуральную величину, после чего переносят на поверхность основного металла.
Именно таким образом были сделаны изображения журавлей на тарелке.
В культурах многих стран журавль является символом удачи, преданности, внимательности, и японская культура не исключение. Для японцев красноголовый журавль символизирует процветание и долголетие, счастье и любовь.
Главная идея японского пейзажа кроется в самом названии жанра: японское слово «сансуй» дословно переводится как «горы и воды». Это не точная передача внешнего вида какого-то уголка природы, но создание образа идеального космического порядка. Горы и воды — репрезентация противоположностей, составляющих движущую силу Вселенной. Мужское и женское начала, светлое и темное (все то, что складывается в пару инь и ян) — противоположности, бесконечно порождающие друг друга и присутствующие друг в друге; они формируют гармонию мироздания, отражение которой и есть главная задача художника.