Большинство домотканых изделий изготавливали из льняных или конопляных ниток, причем сырье тщательно подготавливали к прядению. Стебли льна и конопли мяли, а после очищали от костры и грубых частиц (так называемых «отрепьев»). Процесс очистки назывался трепанием. Иногда пучком волокна с силой били по столбу или стене, но чаще использовали специальное орудие — трепало.
Трепала представляли собой плоские дощечки с выделанной рукоятью. Для изготовления трепала обычно использовали древесину дуба, березы, клена. В народе полагали, что более легкую древесину следует употреблять на трепала для льна, незначительно загрязненного, а трепала из тяжелых пород древесины были необходимы для обработки более жесткого льна или конопли.
Трепание относилось к исключительно женским занятиям. В левой руке крестьянка держала пучок мятых стеблей (повесьмо) — на весу, намотав на кисть руки. Правой рукой с трепалом она часто и сильно ударяла по льну или другому сырью поочередно с обеих сторон, стараясь попадать в середину пучка и затем протягивать трепало вниз, как бы прочесывая волокна, очищая от кострики и одновременно расправляя. Если работы было много, трепальщица могла опереться левой рукой о бочку или специальную стойку.
В результате трепания хозяйка получала не только длинные волокна для пряжи, но и грубые короткие — паклю, пригодную для плетения веревок, конопачения окон и других хозяйственных нужд.
Вырезать простое рабочее трепало было несложной задачей. Но чаще инструмент старались украсить росписью, односторонней или сквозной резьбой. Как правило, с таким заказом обращались к умельцам. Нарядно декорированное трепало считалось хорошим подарком для любимой девушки или молодой жены. Нередко на нем выставляли инициалы владелицы или знаки семьи. Это служило не только украшением, но и опознавательным знаком, чтобы трепало, ставшее с годами «по руке» хозяйке, не перепутать с чужими во время коллективных осенних работ.
Владеть трепалом считалось одним из важных умений в жизни девушки и женщины. В народе говорили, что для женщины трепало то же самое, что топор для мужчины, и предлагали тем, кто выбирает жену своему сыну, обратить внимание на то, как девушка работает на трепании льна или конопли, хвалят ли ее старшие женщины. «Смотри молодца из бани, девицу — из трепальни», гласит русская пословица.
Трепала представляли собой плоские дощечки с выделанной рукоятью. Для изготовления трепала обычно использовали древесину дуба, березы, клена. В народе полагали, что более легкую древесину следует употреблять на трепала для льна, незначительно загрязненного, а трепала из тяжелых пород древесины были необходимы для обработки более жесткого льна или конопли.
Трепание относилось к исключительно женским занятиям. В левой руке крестьянка держала пучок мятых стеблей (повесьмо) — на весу, намотав на кисть руки. Правой рукой с трепалом она часто и сильно ударяла по льну или другому сырью поочередно с обеих сторон, стараясь попадать в середину пучка и затем протягивать трепало вниз, как бы прочесывая волокна, очищая от кострики и одновременно расправляя. Если работы было много, трепальщица могла опереться левой рукой о бочку или специальную стойку.
В результате трепания хозяйка получала не только длинные волокна для пряжи, но и грубые короткие — паклю, пригодную для плетения веревок, конопачения окон и других хозяйственных нужд.
Вырезать простое рабочее трепало было несложной задачей. Но чаще инструмент старались украсить росписью, односторонней или сквозной резьбой. Как правило, с таким заказом обращались к умельцам. Нарядно декорированное трепало считалось хорошим подарком для любимой девушки или молодой жены. Нередко на нем выставляли инициалы владелицы или знаки семьи. Это служило не только украшением, но и опознавательным знаком, чтобы трепало, ставшее с годами «по руке» хозяйке, не перепутать с чужими во время коллективных осенних работ.
Владеть трепалом считалось одним из важных умений в жизни девушки и женщины. В народе говорили, что для женщины трепало то же самое, что топор для мужчины, и предлагали тем, кто выбирает жену своему сыну, обратить внимание на то, как девушка работает на трепании льна или конопли, хвалят ли ее старшие женщины. «Смотри молодца из бани, девицу — из трепальни», гласит русская пословица.