Главной помощницей в крестьянском хозяйстве считалась лошадь. Упряжь для нее заказывали у специальных мастеров, которые учитывали особенности телосложения животного, создавая изделия, позволявшие сохранить его здоровье и работоспособность.
Важная часть упряжи — хомут: он поддерживает оглобли, к нему же крепят вожжи, гужи или постромки. В отличие от ярма, в котором лошадь тянет телегу, плуг или борону усилием плеч, хомут позволяет перенести нагрузку на заднюю часть корпуса и не тянуть тяжесть, а толкать.
Хомут состоит из обкладки из войлока по внутренней стороне, кожаной покрышки и супони. Клещи хомута делали из древесины клена или березы; это были два слегка закругленных бруска, соединенных в одном конце. Чтобы дерево не врезалось в тело лошади и не натирало его, деревянные клещи помещали в хомутину — кожаный чехол. Отсутствие жесткого соединения с одного из концов позволяло свободно надевать хомут на шею лошади, тут же его поправляя и закрепляя на теле животного. Войлочная обкладка и кожаный чехол-хомутина защищают шею и холку животного от натирания деревянными деталями. Супонь — это веревка или ремень, которым стягивают разъемные части клещей под лошадиной шеей.
Праздничную конскую упряжь использовали для выездов во время свадьбы, Масленицы и некоторых других праздников. Ее обильно украшали: деревянную часть — резьбой и разноцветными красками, кожаную — тиснением, покраской, кожаными и металлическими накладками разной конфигурации, бубенцами. Праздничную упряжь хранили отдельно и берегли, она рассматривалась как признак зажиточности и благополучия крестьянской семьи.
В русской народной традиции было распространено множество поверий и запретов, связанных с хомутом. Считалось, например, что слабого новорожденного ребенка мать должна передать через хомут бабке-повитухе туда-обратно три раза, так как верили, что это действо непременно поможет избежать смерти младенца. Женщинам запрещалось переступать через хомут: считалось, что лошадь, на которую его наденут, лишится сил и не сможет сдвинуть телегу с места. Роженице же, наоборот, советовали переступить через хомут, чтобы облегчить роды.
В народе хорошо известно выражение «надеть хомут на шею», которое означало принятие на себя непосильных обязанностей и в прежние времена было связано исключительно с тяжелой долей замужней женщины, покинувшей любящих родителей, отчий дом, ассоциируемый с представлением о светлом времени девичьей жизни, не обремененной лишними заботами.
Важная часть упряжи — хомут: он поддерживает оглобли, к нему же крепят вожжи, гужи или постромки. В отличие от ярма, в котором лошадь тянет телегу, плуг или борону усилием плеч, хомут позволяет перенести нагрузку на заднюю часть корпуса и не тянуть тяжесть, а толкать.
Хомут состоит из обкладки из войлока по внутренней стороне, кожаной покрышки и супони. Клещи хомута делали из древесины клена или березы; это были два слегка закругленных бруска, соединенных в одном конце. Чтобы дерево не врезалось в тело лошади и не натирало его, деревянные клещи помещали в хомутину — кожаный чехол. Отсутствие жесткого соединения с одного из концов позволяло свободно надевать хомут на шею лошади, тут же его поправляя и закрепляя на теле животного. Войлочная обкладка и кожаный чехол-хомутина защищают шею и холку животного от натирания деревянными деталями. Супонь — это веревка или ремень, которым стягивают разъемные части клещей под лошадиной шеей.
Праздничную конскую упряжь использовали для выездов во время свадьбы, Масленицы и некоторых других праздников. Ее обильно украшали: деревянную часть — резьбой и разноцветными красками, кожаную — тиснением, покраской, кожаными и металлическими накладками разной конфигурации, бубенцами. Праздничную упряжь хранили отдельно и берегли, она рассматривалась как признак зажиточности и благополучия крестьянской семьи.
В русской народной традиции было распространено множество поверий и запретов, связанных с хомутом. Считалось, например, что слабого новорожденного ребенка мать должна передать через хомут бабке-повитухе туда-обратно три раза, так как верили, что это действо непременно поможет избежать смерти младенца. Женщинам запрещалось переступать через хомут: считалось, что лошадь, на которую его наденут, лишится сил и не сможет сдвинуть телегу с места. Роженице же, наоборот, советовали переступить через хомут, чтобы облегчить роды.
В народе хорошо известно выражение «надеть хомут на шею», которое означало принятие на себя непосильных обязанностей и в прежние времена было связано исключительно с тяжелой долей замужней женщины, покинувшей любящих родителей, отчий дом, ассоциируемый с представлением о светлом времени девичьей жизни, не обремененной лишними заботами.