В XVIII — начале XX века среди зажиточных русских крестьян (в том числе и в Воронежской губернии) пользовались популярностью коты — кожаные открытые туфли на подошве и каблуке, с жесткими носком и задником.
Шили коты из грубой кожи черного цвета, как правило, на прямую колодку, то есть одинаковыми для правой и левой ноги, реже на косую.
Коты присутствовали и в мужском, и в женском гардеробе. В зависимости от принадлежности к женскому или мужскому костюму головку, задник и боковые стороны этой обуви декорировали по-разному. Женские коты украшали красным и желтым сафьяном, тисненой кожей, кожаной бахромой, металлическими заклепками, вышивали разноцветными шерстяными и шелковыми, а также металлическими, серебряными и золотными нитями, бархатом, бисером, пуговицами, розетками из цветных лент. Декор мужских моделей был более скромным, например, на задник пришивали лоскут кожи с узором, набранным из тонких медных гвоздиков с широкими шляпками.
К ноге обувь прикрепляли короткими оборами — кожаными ремешками, шелковыми лентами, плетенными из шерсти или растительного волокна шнурами или, в крайнем случае, косичками из свитых нитей. Обору украшали кисточками, помпонами, бисером, бахромой или металлическими пайетками.
Широкие, около полутора сантиметров в высоту, каблуки делали наборными и подбивали медными или железными подковками. Молодые крестьянки в южнорусских губерниях дополнительно прикрепляли к каблукам котов бубенчики и колокольчики, которые при ходьбе и плясках «производили ужасную трескотню».
Такую обувь доверяли мастерить только опытным сапожникам. В силу дороговизны, а также неудобства для длительного ношения коты надевали только на праздники, с толстыми вязаными чулками, облегающими голень «гармошкой».
Отправляясь на гулянье в соседнюю деревню, по дороге шли босиком, а обувь несли в руках. На подходе к деревне останавливались у ближайшего водоема, омывали ноги от дорожной пыли, надевали чулки и коты — и только после этого появлялись на празднике.
Шили коты из грубой кожи черного цвета, как правило, на прямую колодку, то есть одинаковыми для правой и левой ноги, реже на косую.
Коты присутствовали и в мужском, и в женском гардеробе. В зависимости от принадлежности к женскому или мужскому костюму головку, задник и боковые стороны этой обуви декорировали по-разному. Женские коты украшали красным и желтым сафьяном, тисненой кожей, кожаной бахромой, металлическими заклепками, вышивали разноцветными шерстяными и шелковыми, а также металлическими, серебряными и золотными нитями, бархатом, бисером, пуговицами, розетками из цветных лент. Декор мужских моделей был более скромным, например, на задник пришивали лоскут кожи с узором, набранным из тонких медных гвоздиков с широкими шляпками.
К ноге обувь прикрепляли короткими оборами — кожаными ремешками, шелковыми лентами, плетенными из шерсти или растительного волокна шнурами или, в крайнем случае, косичками из свитых нитей. Обору украшали кисточками, помпонами, бисером, бахромой или металлическими пайетками.
Широкие, около полутора сантиметров в высоту, каблуки делали наборными и подбивали медными или железными подковками. Молодые крестьянки в южнорусских губерниях дополнительно прикрепляли к каблукам котов бубенчики и колокольчики, которые при ходьбе и плясках «производили ужасную трескотню».
Такую обувь доверяли мастерить только опытным сапожникам. В силу дороговизны, а также неудобства для длительного ношения коты надевали только на праздники, с толстыми вязаными чулками, облегающими голень «гармошкой».
Отправляясь на гулянье в соседнюю деревню, по дороге шли босиком, а обувь несли в руках. На подходе к деревне останавливались у ближайшего водоема, омывали ноги от дорожной пыли, надевали чулки и коты — и только после этого появлялись на празднике.