Тора — это основа иудаизма, еврейское Священное Писание. Слово «Тора» на иврите происходит от глагола «леорот», что означает «наставлять». По преданию, Бог даровал Тору еврейскому народу на горе Синай более чем за тысячу лет до нашей эры. Сорок дней Моисей записывал божьи заповеди, и за обещание следовать им израильский народ получил благословение.
Текст Торы на пергаменте, Свиток, предназначен для чтения в синагоге. Будучи одним из главных сакральных предметов в иудаизме, Свиток Торы окружен ритуальным оформлением, которое подчеркивает его значимость. Свиток хранится в специальном киоте за расшитой бархатной занавеской. К нему запрещено прикасаться руками — для этого есть специальная серебряная указка. Сам свиток перевязан вышитой лентой и облачен в покров.
В еврейских общинах Центральной и Восточной Европы покров Свитка назывался ментеле или Тора-мантл, от немецкого слова mantel — «одеяние, пальто». Одеяние для Свитка Торы обычно украшено традиционными символами иудаизма: скрижалями, коронами, львами, «древом жизни», растительным орнаментом.
Вышивка всегда была главным декоративным элементом синагогального текстиля. На ее стиль и содержание влияли художественные заимствования из традиций разных народов, среди которых жили евреи. Так, на лицевой стороне Торы-мантл из коллекции Российского этнографического музея по периметру вышита вьющаяся виноградная лоза — это декоративный элемент греко-римского периода еврейского искусства.
Свиток изготовлен в конце XIX века в Могилеве, и рисунок лозы повторяет извилистую линию «хмеля». Этот декоративный бордюрный элемент был широко распространен в народном искусстве восточных славян, его использовали в вышивках крестьянских полотенец, скатертей, рубах. Под тем же влиянием в вышивке парохета появился мотив «вазона с цветком» — в крестьянском искусстве восточных славян он символизировал «древо жизни». На парохете изображение «вазона с цветком» расположено над скрижалями, которые представляют Тору. Ее свиток в религиозной практике навивается на две рукояти — «древо жизни». Заповеди держат и охраняют два льва — символы власти, силы и победы.
Текст Торы на пергаменте, Свиток, предназначен для чтения в синагоге. Будучи одним из главных сакральных предметов в иудаизме, Свиток Торы окружен ритуальным оформлением, которое подчеркивает его значимость. Свиток хранится в специальном киоте за расшитой бархатной занавеской. К нему запрещено прикасаться руками — для этого есть специальная серебряная указка. Сам свиток перевязан вышитой лентой и облачен в покров.
В еврейских общинах Центральной и Восточной Европы покров Свитка назывался ментеле или Тора-мантл, от немецкого слова mantel — «одеяние, пальто». Одеяние для Свитка Торы обычно украшено традиционными символами иудаизма: скрижалями, коронами, львами, «древом жизни», растительным орнаментом.
Вышивка всегда была главным декоративным элементом синагогального текстиля. На ее стиль и содержание влияли художественные заимствования из традиций разных народов, среди которых жили евреи. Так, на лицевой стороне Торы-мантл из коллекции Российского этнографического музея по периметру вышита вьющаяся виноградная лоза — это декоративный элемент греко-римского периода еврейского искусства.
Свиток изготовлен в конце XIX века в Могилеве, и рисунок лозы повторяет извилистую линию «хмеля». Этот декоративный бордюрный элемент был широко распространен в народном искусстве восточных славян, его использовали в вышивках крестьянских полотенец, скатертей, рубах. Под тем же влиянием в вышивке парохета появился мотив «вазона с цветком» — в крестьянском искусстве восточных славян он символизировал «древо жизни». На парохете изображение «вазона с цветком» расположено над скрижалями, которые представляют Тору. Ее свиток в религиозной практике навивается на две рукояти — «древо жизни». Заповеди держат и охраняют два льва — символы власти, силы и победы.