Свиток Торы — один из главных сакральных предметов в иудаизме. Это пергамент с текстом Пятикнижия Моисея, заповедей, которые пророк получил от Бога на горе Синай после Исхода евреев из Египта. Вокруг Свитка Торы существует множество традиций и ритуалов.
Свиток Торы всегда занимал центральное место в синагоге. Он находился в специальном деревянном шкафу за расшитой бархатной кулисой. Прикасаться руками к Свитку Торы было запрещено, поэтому для чтения использовали указку из серебра с изображением указательного пальца, а сам пергамент хранили в специальных футлярах.
«Он Бог мой, и прославлю Его» — эту цитату из Библии иудеи трактовали как необходимость сделать все религиозные, обрядовые предметы красивыми, достойными божьей славы. Футляры для Свитков Торы всегда были произведениями еврейского декоративно-прикладного искусства и отражали представления общества об эстетике.
Коканд, на территории современного Узбекистана, — это один из древнейших городов Средней Азии, где несколько столетий процветала община бухарских евреев. Жесткий футляр для Торы, изготовленный здесь, уникален. Он выполнен из деревянного каркаса традиционной для восточных общин цилиндрической формы. Снаружи футляр обтянут роскошной тканью — фабричным полубархатом, украшенным крупными красными цветами на золотистом фоне.
Растительный орнамент — любимый мотив декора для украшения футляров для хранения Торы в восточных общинах. Яркие цветы, крупные листья, кисти винограда и гранат, который часто представлен на серебряных навершиях рукоятки.
Внутри футляр обит темно-красным сатином, который защищал свиток от механических повреждений и влаги. Ткань крепится на каркасе тонкими металлическими пластинами и изящными гвоздиками с плоскими шляпками. Фабричные ткани европейского производства указывают на тесные торговые связи еврейской общины Средней Азии с крупными текстильными центрами Европы.
Футляр раскрывается на две половины. В верхней и нижней крышках на торцах цилиндра проделаны отверстия — в них вдеваются древки, на которые наматывается пергаментный свиток.
Свиток Торы всегда занимал центральное место в синагоге. Он находился в специальном деревянном шкафу за расшитой бархатной кулисой. Прикасаться руками к Свитку Торы было запрещено, поэтому для чтения использовали указку из серебра с изображением указательного пальца, а сам пергамент хранили в специальных футлярах.
«Он Бог мой, и прославлю Его» — эту цитату из Библии иудеи трактовали как необходимость сделать все религиозные, обрядовые предметы красивыми, достойными божьей славы. Футляры для Свитков Торы всегда были произведениями еврейского декоративно-прикладного искусства и отражали представления общества об эстетике.
Коканд, на территории современного Узбекистана, — это один из древнейших городов Средней Азии, где несколько столетий процветала община бухарских евреев. Жесткий футляр для Торы, изготовленный здесь, уникален. Он выполнен из деревянного каркаса традиционной для восточных общин цилиндрической формы. Снаружи футляр обтянут роскошной тканью — фабричным полубархатом, украшенным крупными красными цветами на золотистом фоне.
Растительный орнамент — любимый мотив декора для украшения футляров для хранения Торы в восточных общинах. Яркие цветы, крупные листья, кисти винограда и гранат, который часто представлен на серебряных навершиях рукоятки.
Внутри футляр обит темно-красным сатином, который защищал свиток от механических повреждений и влаги. Ткань крепится на каркасе тонкими металлическими пластинами и изящными гвоздиками с плоскими шляпками. Фабричные ткани европейского производства указывают на тесные торговые связи еврейской общины Средней Азии с крупными текстильными центрами Европы.
Футляр раскрывается на две половины. В верхней и нижней крышках на торцах цилиндра проделаны отверстия — в них вдеваются древки, на которые наматывается пергаментный свиток.