Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Звучащая сокровищница Музея музыки»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Тор-сапль-юх (киотанг)

Время создания
XVIII–XIX вв.
Место создания
Манси
Размер
68,7х93,5х18 см
Техника
дерево, тонировка, металл, резьба
16
Открыть в приложении
#5
Неизвестный мастер
Тор-сапль-юх (киотанг)
#2
9-струнный щипковый инструмент. Долбленый корпус и шейка (под прямым углом по отношению к корпусу) — из целого куска ели или сосны. Дека также из целого куска ели (или сосны); продольное ребро треугольного сечения в месте закрепления струн; шесть круглых резонаторных отверстий. Вся внешняя поверхность корпуса и деки затонирована в черный цвет. Между декой и шейкой распорка с симметричной рельефной резьбой по сторонам. 7 колков из плотного светлого дерева. Имеются 7 струн, из которых 2 стальные и 5 из трансформаторной проволоки.
#3
Традиционный инструмент народностей Ханты-Мансийского края. Название его переводится как «деревянная шея журавля». Этот инструмент совсем не похож на великолепную арфу, но он тоже — арфа. 
Корпус тор-сапль-юха напоминает лодку, а шея вытянута, как шея у лебедя или журавля и украшен изображением птичьей головы. К сожалению, у нашего тор-сапль-юха от головы остались только глазки.
Играют на этом инструменте обеими руками, одной наигрывают мелодию, перебирая струны, а другой — задают ритм пощипыванием нижней струны
#7
Пока другие угощали меня вяленым лосиным мясом и сырой рыбой с солью, старший из остяков — морщинистый старик с перевязанной красной ленточкой смоляно-черной косой, — сходил в юрту и принес старинного вида музыкальный инструмент, не то гусли, не то гитару. К деревянной части, изогнутой под прямым углом, был дугой прикреплен лук. От лука к деке и более тонкой длинной шейке шли струны.
Старик сел на колоду, положил инструмент декой на колено, зажал подмышкой лук и пальцами обеих рук стал перебирать струны. Послышались дребезжащие звуки, напоминающие и цитру, и гитару. И что-то было в этих звуках такое, что роднило их с сырым и темным урманом и с этими затерявшимися в нем юртами, и с писком устраивающихся на ночлег птиц, и с дымом чувала, пощипывавшим мне глаза. Оборвались разговоры: старик запел. И голос его дребезжал так же, как струны его инструмента и так же сливался с урманом. Молодой остяк, мой сосед, шепнул мне:
— Он поет охотничью песнь — ойка аре — песнь в честь лесной богини. Слушай! Я буду тебе переводить.

Песнь в честь богини леса
— С верховьев реки, — пел старик, — с верховьев
Спускается рыба…
к хорошему ль только кону?

— Дядя, и мы спускаемся! Дядя,
Вот длинное плесо… Молчи!
Вот, примечай! — Меж ветвей
Красненький бок замелькал.
— Дядя, шагает он… Стал…

— Лук на колени возьми,
На тетиву наложи
С железной головкой стрелу.

Тут старик быстро провел пальцами по струнам. Получился звук, будто стрела сорвалась с тугой тетивы и запела. Старик замолк на мгновенье и опять запел.

Красненький бок просадило насквозь
Железное жало стрелы,
Красненький бок лоншака

— Дядя, вот мыс. И на нем
Кто-то стоит… очень странный:
Одна человечья нога, другая лосиная.

— Тсс!.. Это грозного Бога дочь;
Грозного Бога лесного.

— Эй вы, за моими зверями прибывшие!
В челн ваш возьмите меня,
Царицу над всеми зверями лесными.
Я принесу вам удачу…

— Нет, мы тебя не возьмем:
Челн наш насквозь ты проступишь
Лосиным копытом своим.

— Если меня не возьмете, —
Слушайте, что с вами будет:
Выйдете в устье реки
И поплывете по сору. Тогда
Туча встанет с заката,
Черная туча над сором поднимется
С молнией, с громом и с вихрем —
И враз опрокинет ваш челн.

Старик ударил по всем струнам сразу. Музыка вдруг оборвалась. Тихим голосом старик закончил песнь: Тут вашим песням и сказкам конец.
Больше старик не пел. Да я и не просил: мне уж не терпелось расспросить про стерха.
— Говорят, — спросил я молодого соседа, — у кого-то из стариков в ваших юртах есть тор-сапль-юх?
— Ну, да, — сказал молодой остяк. — Вот у этого старика. — И он кивнул на певца.
— А можно его посмотреть?
— Ну, как не можно?
Молодой остяк встал, подошел к старику, взял у него гусли и принес мне.
— Вот — тор-сапль-юх. Не видал разве?
Тут только я заметил, что музыкальный инструмент этот сделан наподобие стерха с его длинной шеей. Манси не сказали мне, что и гусли у них названы в честь их веселого бога, в честь стерха — тор-сапль-юх.
В.В. Бианки. Тор-сапль-юх
#4
#6
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Тор-сапль-юх (киотанг)

Время создания
XVIII–XIX вв.
Место создания
Манси
Размер
68,7х93,5х18 см
Техника
дерево, тонировка, металл, резьба
16
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%