7-струнный щипковый инструмент. Корпус, дека и «крыло» — из целого куска светлого дерева, средней плотности, затонированного в черный цвет. Внутренняя выдолбленная полость корпуса закрыта вытянутой прямоугольной пластиной светлого дерева. Струнодержатель из кованого 4-гранного стержня. Несколько круглых отверстий различного диаметра в деке. На лицевой стороне «крыла» простейшая геометрическая резьба в форме зигзагообразных линий и кругов. 7 колков из дуба. 7 струн стальных.
Гусли крыловидные (ананьевские)
Время создания
Вторая четверть XVIII века
Место создания
Россия, Санкт-Петербургская губ., Лужский у., 2-го стана Яблонецкой вол. дер. Деевы Горки
Размер
79,7х8,5х5,8 см
Техника
дерево, тонировка, ковка, металл, резьба
Коллекция
13
Открыть в приложении#1
Неизвестный мастер, Ананьев Трофим (Владелец)
Гусли крыловидные (ананьевские)
#2
#3
Копия новгородских археологических гуслей «Словиша» середины XI в. (оригинал хранится в Новгородском государственном музее-заповеднике)
К шедеврам цитровидных инструментов Музея музыки относятся 7-струнные гусли 2-й четверти XVIII в., выдолбленные из цельного куска липы. Это самый древний инструмент подобного типа, дошедший до наших дней, если не принимать в расчет артефакты, обнаруженные при археологических раскопках. Эти гусли принадлежали крестьянину Санкт-Петербургской губернии, Лужского уезда, 2-го стана Яблонецкой волости, д. Деевы Горки Трофиму Ананьеву.
#5
О Трофиме Ананьеве мы знаем благодаря фундаментальному труду музыковеда А. С. Фаминцына о гуслях «Гусли, русский народный музыкальный инструмент», в котором он изложил сведения о музыканте, собранные его коллегами — профессором Санкт-Петербургской консерватории Г. А. Мареничем и П. Г. Васильевым.
#4
Для А. С. Фаминцына и его коллег Трофим Ананьев стал единственным гусляром из тех, кого они знали на тот период, представляющим традиционную школу игры на инструменте. На момент встречи с учеными из Петербурга (1889 г.) Трофиму было 95 лет (!), но он был очень активным человеком до последних своих дней.
#6
Трофим Ананьев был гусляром-любителем, играл только у себя дома, и чаще всего импровизировал; он рассказывал, что свою игру забросил из-за «насмешек молодежи над стариковской гусельной музыкой, вытесненной современной игрой на гармонике». Мог ли представить тогда Трофим Ананьев, что эти мальчишки канут в Лету, а он, 95-летний старик, навсегда войдет в музыкальную историю России благодаря сведениям, которые остались в книге Фаминцына и гуслям, которые и по сей день хранятся в Музее музыки?
#8
Звучат гусли звончатые прима конструкции Н. И. Привалова
#7
<iframe width="100%" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/Chn0CpOpvJk" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
#9
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Гусли крыловидные (ананьевские)
Время создания
Вторая четверть XVIII века
Место создания
Россия, Санкт-Петербургская губ., Лужский у., 2-го стана Яблонецкой вол. дер. Деевы Горки
Размер
79,7х8,5х5,8 см
Техника
дерево, тонировка, ковка, металл, резьба
Коллекция
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться