Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Звучащая сокровищница Музея музыки»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Гармоника стеклянная

Время создания
XVIII в.
Место создания
Россия. Санкт-Петербург (?)
Размер
89х125х44,5 см
Техника
дерево, металл, стекло, позолота (резьба), тонировка, фанеровка
14
Открыть в приложении
#5
Неизвестный мастер
Гармоника стеклянная
#2
Фрикционный самозвучащий инструмент. Подстолье, крышка и ножки из плотного светлого дерева затонированного в светло-коричневый цвет; вдоль граней корпуса рельефные молдинги, с лицевой стороны резьба в форме переплетающейся ленты, ножки 4-гранные, с продольным рельефными канавками на каждой грани; передние ножки соединяет перекладина (на уровне пола). Внутренняя поверхность подстолья фанерована палисандром; полукруглые полые крышки над механизмом привода и стопорного колеса фанерованы розовым деревом. 35 стеклянных чаш на общей железной оси квадратного сечения; с внутренней стороне чаши покрыты зелёной (диатонические ноты), белой и зелёной (хроматические ноты) краской.
Инструмент петербургской коллекции — образец усовершенствованной в 1761 г. Б. Франклином стеклянной гармоники. Набор стеклянных полушарий во франклиновой гармонике насажен на вращающуюся с помощью педали металлическую ось.
#3
Стеклянные гармоники — прекрасные примеры фрикционных идиофонов, голос которых рождается с помощью трения. В составе петербургской коллекции есть два образца этого редкого инструмента, появившегося в Англии, в середине XVIII столетия. Чистые, певучие звуки извлекались из гармоники прикосновением кончиков пальцев исполнителя к краям стеклянных полушарий. 
#4
От прикосновения пальцев к влажному стеклу рождался звук, напоминающий «пение» стеклянных стаканов. Собственно, рождению этих инструментов и предшествовало увлечение игрой на стеклянных стаканах, которому отдал дань даже великий К. В. Глюк, давший в 1746 г. в Лондоне концерт на 26 стеклянных стаканах, «настроенных весенней водой».
#8
На таких инструментах исполнялись специально сочиненные для них произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Я.Ф. Томашека. Петербургские меломаны слушали гармонику в 1786 г., на концертах чешского пианиста и композитора Я.Л. Дусика.
В 1805 г. этот инструмент был введен в партитуру оперы «Русалка» С.И. Давыдовым, музыкантом необычайного дарования, лириком и мечтателем. Прозрачный, фантастически мерцающий оркестровый аккомпанемент сопровождает хоры русалок во втором акте оперы, где на фоне арфы и стеклянной гармоники звучит солирующая виолончель.
#6
#7
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Гармоника стеклянная

Время создания
XVIII в.
Место создания
Россия. Санкт-Петербург (?)
Размер
89х125х44,5 см
Техника
дерево, металл, стекло, позолота (резьба), тонировка, фанеровка
14
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%