В экспозиции Забайкальского краевого краеведческого музея представлены предметы быта и детали одежды семейских — так называли староверов, которые семьями переселяли из Европы в Забайкалье в XVIII веке. В коллекции хранится деревянный ткацкий станок, который был изготовлен в начале XX века и принадлежал местным старообрядцам.
Семейские переезжали на восток страны целыми группами, вместе со своим имуществом. Здесь они основали села и деревни. Благодаря обособленному образу жизни забайкальские старообрядцы сумели сохранить свои традиции.
До переселения семейские выращивали и обрабатывали лен. В суровом сибирском климате эта культура не созревала, поэтому мастерицы стали использовать для рукоделия коноплю. Из ее прочных грубых нитей изготавливали материалы для мешков и одежды.
Семейские выращивали только один сорт конопли со стеблями высотой до полутора метров. Ее собирали, сушили в сараях, а после вручную формировали нити.
Исследователи отмечали, что на протяжении нескольких столетий семейские продолжали называть коноплю льном. Этот термин сохранился с давних времен, когда предки старообрядцев культивировали лен на территории Польши.
Ткани создавали на ткацких станках, которые называли «кроснами». В конце XIX — начале XX века они стояли почти во всех избах семейских. Чаще всего использовали устройства, в которых нити основы располагались горизонтально. Они были веревками скреплены с «подножками» — дощечками-педалями, которые поднимали и опускали канву для ткани.
Семейские использовали различные техники ткачества. Самым популярным способом было полотняное переплетение, при котором поперечные нити располагали перпендикулярно основе.
С помощью ручного ткацкого станка можно было выполнить сразу несколько видов переплетений и узоров на материале. Некоторые мастерицы использовали нитки разных цветов для основы и дополнительного слоя, чтобы соткать ткань в крупную или мелкую клетку — ее называли «пестрядь».
Благодаря подобным ткацким станкам и другим предметам для вязания и прядения, ученые подробно исследовали ремесла, которыми занимались семейские.
Семейские переезжали на восток страны целыми группами, вместе со своим имуществом. Здесь они основали села и деревни. Благодаря обособленному образу жизни забайкальские старообрядцы сумели сохранить свои традиции.
До переселения семейские выращивали и обрабатывали лен. В суровом сибирском климате эта культура не созревала, поэтому мастерицы стали использовать для рукоделия коноплю. Из ее прочных грубых нитей изготавливали материалы для мешков и одежды.
Семейские выращивали только один сорт конопли со стеблями высотой до полутора метров. Ее собирали, сушили в сараях, а после вручную формировали нити.
Исследователи отмечали, что на протяжении нескольких столетий семейские продолжали называть коноплю льном. Этот термин сохранился с давних времен, когда предки старообрядцев культивировали лен на территории Польши.
Ткани создавали на ткацких станках, которые называли «кроснами». В конце XIX — начале XX века они стояли почти во всех избах семейских. Чаще всего использовали устройства, в которых нити основы располагались горизонтально. Они были веревками скреплены с «подножками» — дощечками-педалями, которые поднимали и опускали канву для ткани.
Семейские использовали различные техники ткачества. Самым популярным способом было полотняное переплетение, при котором поперечные нити располагали перпендикулярно основе.
С помощью ручного ткацкого станка можно было выполнить сразу несколько видов переплетений и узоров на материале. Некоторые мастерицы использовали нитки разных цветов для основы и дополнительного слоя, чтобы соткать ткань в крупную или мелкую клетку — ее называли «пестрядь».
Благодаря подобным ткацким станкам и другим предметам для вязания и прядения, ученые подробно исследовали ремесла, которыми занимались семейские.