В коллекции Самарского художественного музея хранится яркий образец японского фарфора XIX века — тарелочка с изображением ветки глицинии.
Производство фарфора в Японии началось довольно поздно, если сравнивать с соседними Китаем и Кореей, — в XVII веке. Важнейшую роль на раннем этапе сыграли несколько сотен корейских гончаров, привезенных на остров Кюсю местным князем. На этом острове и началась история знаменитого фарфора Сацума. Однако в Киото, который с VIII века был столицей Японии, политическим и культурным центром и местом сосредоточения художественных промыслов, фарфор не производился вплоть до XVIII века.
Начало производства фарфора в Киото зачастую связывают с именем выдающегося мастера Кинкодзан Собэя VI. В 1870-х годах Кинкодзан VI (1823–1884) основал в Киото большой керамический центр для выпуска продукции на экспорт. Изделия в стиле Сацума из этого центра были высоко оценены на международных выставках в Филадельфии и в Париже в 1878 году.
Первая официальная крупная презентация японского искусства на Западе состоялась на Парижской всемирной выставке в 1867 году. Среди экспонатов был и фарфор Кинкодзана, который буквально покорил европейскую публику. Кинкодзан Собэя VI сменил его преемник Кинкодзан VII.
Небольшая мастерская, укрытая от посторонних глаз, находилась рядом с промышленными помещениями. Там художник-керамист работал в одиночку, создавая уникальные изделия для коллекционеров и знатоков. Произведения из собрания Самарского музея относятся к творчеству мастера Кинкодзана VII.
Живописное оформление изделий из мастерских Кинкодзана в Киото отличалось неповторимым вкусом и мастерством. О выдающемся уровне художественности фарфора Кинкодзана можно судить по тарелке с орнаментом в виде хризантемы со стилизованными фестончатыми краями. В круглом резерве изображен мотив цветущей глицинии и соловья.
Глициния в Японии символизирует хрупкость, утонченность, нежность и чистоту. А соловей ассоциируется с любовью и весной. Широкий край тарелки в форме цветка шестнадцатилепестковой хризантемы покрыт позолотой с изображением цветов пиона и хризантемы. Декор тарелки наполнен символами нежности и любви, а роспись выполнена тонко и с изяществом.
Производство фарфора в Японии началось довольно поздно, если сравнивать с соседними Китаем и Кореей, — в XVII веке. Важнейшую роль на раннем этапе сыграли несколько сотен корейских гончаров, привезенных на остров Кюсю местным князем. На этом острове и началась история знаменитого фарфора Сацума. Однако в Киото, который с VIII века был столицей Японии, политическим и культурным центром и местом сосредоточения художественных промыслов, фарфор не производился вплоть до XVIII века.
Начало производства фарфора в Киото зачастую связывают с именем выдающегося мастера Кинкодзан Собэя VI. В 1870-х годах Кинкодзан VI (1823–1884) основал в Киото большой керамический центр для выпуска продукции на экспорт. Изделия в стиле Сацума из этого центра были высоко оценены на международных выставках в Филадельфии и в Париже в 1878 году.
Первая официальная крупная презентация японского искусства на Западе состоялась на Парижской всемирной выставке в 1867 году. Среди экспонатов был и фарфор Кинкодзана, который буквально покорил европейскую публику. Кинкодзан Собэя VI сменил его преемник Кинкодзан VII.
Небольшая мастерская, укрытая от посторонних глаз, находилась рядом с промышленными помещениями. Там художник-керамист работал в одиночку, создавая уникальные изделия для коллекционеров и знатоков. Произведения из собрания Самарского музея относятся к творчеству мастера Кинкодзана VII.
Живописное оформление изделий из мастерских Кинкодзана в Киото отличалось неповторимым вкусом и мастерством. О выдающемся уровне художественности фарфора Кинкодзана можно судить по тарелке с орнаментом в виде хризантемы со стилизованными фестончатыми краями. В круглом резерве изображен мотив цветущей глицинии и соловья.
Глициния в Японии символизирует хрупкость, утонченность, нежность и чистоту. А соловей ассоциируется с любовью и весной. Широкий край тарелки в форме цветка шестнадцатилепестковой хризантемы покрыт позолотой с изображением цветов пиона и хризантемы. Декор тарелки наполнен символами нежности и любви, а роспись выполнена тонко и с изяществом.