В Самарском областном художественном музее представлен ряд изображений Будды Шакьямуни. Эти скульптуры поступили в музей из бывшей коллекции выдающегося востоковеда Алексея Матвеевича Позднеева. Все статуи изображают Будду по-разному: стоящим, сидящим, лежащим или идущим. А положение рук имеет большое значение и называется «мудра». Одна из скульптур представляет Будду в позе лотоса, он касается правой рукой земли у правого колена. Эта поза иногда называется «отражение атаки войск Мары»: Будда призывает землю в свидетели того, что он бросил вызов демону-искусителю Маре и достигает просветления.
Среди буддийских произведений искусства изображения Будды Шакьямуни появились одними из первых. О том, когда было создано первое из них, общего мнения нет. Согласно археологическим данным изображать Будду начали только через несколько столетий после его ухода в паринирвану (окончательную, полную нирвану). До этого существовали только символические изображения чакр и стоп Будды. Однако некоторые источники свидетельствуют о статуе, созданной «с натуры» еще при жизни Будды. Это изображение известно как «образ из Уддияны». Оно было создано по просьбе короля Уддияны, древней буддийской страны в Северной Индии. По преданию, этот портрет излучал «божественный свет».
Буддийские статуи могут быть расписаны либо целиком, либо частично. Сама роспись, а также золочение лица или всей фигуры являются подношением тому Будде, который запечатлен в статуе. У металлических статуй чаще всего золотом расписывалась голова. В некоторых случаях вся статуя покрывалась сусальным золотом. У особенно ценных статуй само тело может быть покрыто золотой краской и отполировано (кроме лица), а одежда покрыта сусальным золотом. Золотая краска — это золото, измельченное в порошок и смешанное с клеем. При нанесении золотой краски поверхность приобретает мягкий золотой цвет, а при полировке начинает блестеть. Зачастую процесс росписи статуй называют «открыванием глаз», поскольку особое внимание уделяется именно глазам Будды. После прорисовки глаз статуя «оживает», хотя для полного оживления этого недостаточно: чтобы она работала на благо просветления существ, ее следует правильно наполнить. После наполнения статуя должна быть благословлена духовным лидером — ламой.
Среди буддийских произведений искусства изображения Будды Шакьямуни появились одними из первых. О том, когда было создано первое из них, общего мнения нет. Согласно археологическим данным изображать Будду начали только через несколько столетий после его ухода в паринирвану (окончательную, полную нирвану). До этого существовали только символические изображения чакр и стоп Будды. Однако некоторые источники свидетельствуют о статуе, созданной «с натуры» еще при жизни Будды. Это изображение известно как «образ из Уддияны». Оно было создано по просьбе короля Уддияны, древней буддийской страны в Северной Индии. По преданию, этот портрет излучал «божественный свет».
Буддийские статуи могут быть расписаны либо целиком, либо частично. Сама роспись, а также золочение лица или всей фигуры являются подношением тому Будде, который запечатлен в статуе. У металлических статуй чаще всего золотом расписывалась голова. В некоторых случаях вся статуя покрывалась сусальным золотом. У особенно ценных статуй само тело может быть покрыто золотой краской и отполировано (кроме лица), а одежда покрыта сусальным золотом. Золотая краска — это золото, измельченное в порошок и смешанное с клеем. При нанесении золотой краски поверхность приобретает мягкий золотой цвет, а при полировке начинает блестеть. Зачастую процесс росписи статуй называют «открыванием глаз», поскольку особое внимание уделяется именно глазам Будды. После прорисовки глаз статуя «оживает», хотя для полного оживления этого недостаточно: чтобы она работала на благо просветления существ, ее следует правильно наполнить. После наполнения статуя должна быть благословлена духовным лидером — ламой.